Найти в Дзене
Мир в его многообразии

Золото Колчака и Кругобайкальская железная дорога

Оглавление

Во время Гражданской войны, адмиралу Колчаку удалось завладеть значительными богатствами Российской империи, которые приблизительно оцениваются в 600 тонн золота, 480 тонн серебра, а также многочисленные изделия из драгоценных металлов. В совокупности, подобные сокровища в денежном эквиваленте равны более чем 60 миллиардам долларов США. Общепризнано, что часть этого богатства покоится на дне Байкала.

Воды Байкала хранят состав с золотом
Воды Байкала хранят состав с золотом

Почему так произошло

Во время Первой мировой войны, правительство Российской империи приняло решение, разделить золотой запас государства и вывезти из Петрограда в другие города России. Половина запаса была перебазирована в Казань, а с началом Гражданской войны и захватом Казани белогвардейцами, запас был вывезен в Омск, где заседал Колчак со своим правительством. Учитывая успехи большевиков в борьбе против белогвардейцев, Колчаком было принято решение вывести золото дальше - на Дальний Восток. К тому же, случилась неприятная история, так называемые белочехи, которые воевали на стороне Колчака против большевиков, в один прекрасный момент изменили своему союзнику, и захотели домой, но через Владивосток, где их поджидали корабли Франции и Великобритании, которые могли бы их вывезти в Западные края.

1 слиток золота весил 16 килограммов
1 слиток золота весил 16 килограммов
Большевики были готовы отпустить белочехов домой через Владивосток, но с условием, что те выдадут им Колчака и увезённый золотой запас. В свою очередь, большевики отказывались от диверсий на железных дорогах и не мешали спокойному отъезду зарубежным "гостям". Белочехи выполнили практически все условия договора, но все равно пытались увезти с собой золотые "сувениры", за что и поплатились, когда на одном из участков Кругобайкальской железной дороги, на летящего на всех парах состава, не свалилась скальная глыба, которая пустила под откос состав с золотом ко дну Байкала.
КБЖД зажата между отвесными скалами и водами Байкала
КБЖД зажата между отвесными скалами и водами Байкала

Чтобы понять, где искать. Чудо инженерной мысли

Современный участок железной дороги (Транссиб) тянется вдоль южной оконечности Байкала, поэтому у путешественников может создаться иллюзия, что вагоны с золотом покоятся на дне "где-то здесь". На самом деле, чуть больше 100 лет назад железная дорога шла из Иркутская вдоль Ангары и резко сворачивала вдоль восточного берега Байкала и тянулась на 80 километров до его южной оконечности. Это знаменитая Кругобайкальская железная дорога, поныне существующая, но выведенная из строя. В прошлые времена здесь было активно развито железнодорожное сообщение, а прилегающие населённые пункты многолюдны и полны промышленных объектов.

Один из многочисленных туннелей, которые в основном прорубали в скале
Один из многочисленных туннелей, которые в основном прорубали в скале
Почему чудо инженерной мысли? По той причине, что ни одна железная дорога России не обладает таким количеством рукотворных объектов на единицу площади, как эта железная дорога. КБЖД построена в сложных условиях и насчитывает 39 тоннелей, 16 отдельно стоящих галерей, 470 мостов, виадуков, 280 подпорных стенок различного назначения. Некоторые станции и по сей день сохранили свой первозданный вид. Дорога проложена практически вплотную к кромке воды Байкала, потому что отвесные скалы вплотную нависают над озером.
Многочисленные туннели сменяются мостами и наоборот
Многочисленные туннели сменяются мостами и наоборот

Диверсия осуществлена. Где искать?

Поезд сошёл с рельсов ориентировочно между 81 и 87 километрами КБЖД. По крайней мере экспедиция глубоководных аппаратов серии "Мир", обнаружила остатки железнодорожного вагона эпохи гражданской войны, а также 4 золотистых предмета похожих на золотые слитки, но учитывая нестабильность аппарата, выудить находку оказалось невозможно, потому что действие происходило на глубине 1400 метров (это возле 81 километра дороги). А группа дайверов, обнаружила тележки вагонов и множество патронов возле 87 километра КБЖД.

Туннель №1 - 81-й километр КБЖД
Туннель №1 - 81-й километр КБЖД
Известно, что после диверсии, когда поезд сошёл с рельсов прямо в воды Байкала, большевики организовали "спасательную операцию" для золота, и местными жителями было вытащено на поверхность несколько ящиков со слитками. При этом, один слиток весил тогда 16 килограммов. В самом поезде насчитывалось 15 вагонов с подобным добром, а общее количество перевозимого груза составило около 40 тонн. Примечательно, что большевикам удалось остановить ранее ещё один поезд белочехов с золотом на 121 километре КБЖД.
Станция Маритуй (119 километр). Недалеко от неё большевиками уже был остановлен "золотой состав". Из книги А. К. Чертилова "Кругобайкальская железная дорога"
Станция Маритуй (119 километр). Недалеко от неё большевиками уже был остановлен "золотой состав". Из книги А. К. Чертилова "Кругобайкальская железная дорога"

Где остальные богатства?

Итак, мы видим, что часть золота получили большевики, часть покоится на дне Байкала и его вероятно можно будет достать. А где остальные десятки тонн?

1. Часть золота таки удалось вывезти белочехам;
2. Около 30 тонн золота захватил атаман Григорий Семёнов и пустил на нужды своей армии;
3. Большую часть средств потратил Колчак на приобретение вооружений для своих солдат, а также для выпуска собственной денежной единицы, которая была заказана в США. Американцы золото взяли, а товар не привезли.
Белочехи рвались во Владивосток. С золотом
Белочехи рвались во Владивосток. С золотом

Вот так бывает, что сокровища могут находится в непосредственной близости. Поэтому если будет возможность посетить КБЖД, то лучше заказать тур на поезде, который ведёт настоящий паровоз. При этом, туристический экспресс делает остановки на всех значимых местах, в том числе и возле предполагаемого крушения поезда Колчака.

На этом у меня всё. Спасибо за просмотр, ставьте лайк и не забудьте подписаться на канал!