Сим-карты, купленные с рук, под официальным запретом. Пользоваться мобильной связью могут лишь абоненты, подтвердившие свою личность у оператора. Такие поправки в закон «О связи» вступили в силу 1 июня. Кого в большей степени коснутся изменения, как теперь регистрировать корпоративные номера, и что делать, чтобы избежать блокировки, разбирался most.tv.
В переходе и на рынке
«Серой» можно назвать сим-карту, купленную без составления договора с оператором. Обычно такая ситуация возникает, когда симку покупают не в официальном офисе, а например, в переходе или на рынке с рук. Обычно такие симки оформлялись на фирмы-однодневки или подставных лиц, а затем перепродавались другим людям. Владелец «серой» карты автоматически лишался возможности изменить тариф или пользоваться дополнительными сервисами оператора, так как для этого было необходимо присутствие реального владельца номера.
Основная проблема состоит в том, что пока у сим-карты нет официального владельца, никого нельзя привлечь к ответственности, если с помощью карты нарушается закон. Однако, точно зная, кому принадлежит номер, намного проще выявить и ревнивого ухажера, забрасывающего угрозами предмет обожания, и мошенника, и даже пособника террористов.
Все под контролем
Проверкой информации, содержащейся в базах данных мобильных операторов, займется Роскомнадзор. Это будет происходить в рамках плановых контрольно-надзорных мероприятий и в ходе совместных с МВД рейдов по местам незаконной продажи сим-карт. Оператор, в свою очередь, будет обязан проверить достоверность сведений об абоненте и дать ответ Роскомнадзору.
Корпоративная связь
Кроме того, что закон нацелен на борьбу с продажей сим-карт без паспорта, новшества коснутся и других категорий абонентов. Компании, которые используют корпоративную связь, теперь не смогут зарегистрировать несколько номеров исключительно на свою организацию. В договоре о сотрудничестве с оператором фирмам придется указать, кто именно из сотрудников будет пользоваться определенным номером. Если сотрудник уволится и номер перейдет к другому абоненту, руководителю будет необходимо уведомить об этом мобильного оператора. Есть и другой вариант решения этой проблемы: если сотрудник хочет оставить номер за собой, то с разрешения руководства компании он может переоформить симку с юридического на частное лицо.
Для тех, кто пользуется корпоративной связью, но пока не предоставил информацию об абонентах своей компании, изменится способ оплаты услуг. Теперь положить деньги на счет в индивидуальном порядке через терминал или банковскую карту уже не получится. Средства будут поступать только с расчетного счета компании.
Только для детей
Если вы покупаете сим-карту для своего несовершеннолетнего ребенка, вам придется указать этот нюанс в договоре об оказании услуг. Он будет составлен на ваше имя, однако, в нем будет прописано, что номером пользуется ваше чадо.
- В 2017 году в ходе совместных с полицией рейдов была выявлена незаконная продажа 43 сим-карт. Мониторинг продолжился и в этом году: с января по июнь мы зафиксировали нарушения в реализации 301-й сим-карты. Роскомнадзор и полиция проверяют места, где размещены объявления о продаже сим-карт. Кроме того, отслеживаются подобные объявления в Интернете. Мы рекомендуем липчанам проверить, верны ли их персональные данные, которые зарегистрированы в базе данных операторов связи. Для этого можно воспользоваться личным кабинетом абонента на сайте своего оператора, - сказал врио руководителя Управления Роскомнадзора по Липецкой области Роман Бирюков.
При замене паспорта необходимо сообщить об этом своему оператору, придя в ближайший центр обслуживания клиентов. Те, кто забыл это сделать в числе кандидатов на блокировку номера.
Как избежать блокировки
С 1 июня сообщение с требованием подтвердить свою личность может прийти любому жителю Липецка. Его содержание может быть таким: «Согласно требованиям Федерального закона 115-ФЗ вам необходимо актуализировать данные паспорта владельца».
Чтобы подтвердить свои данные и обезопасить себя от блокировки номера, нужно:
- Обратиться в любой офис оператора с паспортом, действующей сим-картой и подтвердить: ФИО, дату и место рождения, адрес регистрации и адрес фактического проживания, а также данные документа, удостоверяющего личность. Это может быть паспорт гражданина РФ или СССР, военный билет или заграничный паспорт РФ.
- Свою личность можно подтвердить также через кабинет абонента на сайте оператора. Через него можно прислать документ с электронной подписью.
- Кроме того, оператор имеет возможность подтвердить личность абонента самостоятельно, подключившись к Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) или порталу госуслуг.
Получив сообщение или звонок от оператора, не сочтите их за спам и не поленитесь дойти до офиса оператора. Иначе рискуете остаться без связи.