Вторая мировая война ознаменовала как запуск российской военной авиации, так и ее самый сложный период. В 1941 году советские ВВС потерпели сокрушительное поражение. За первые шесть месяцев войны он потерял почти 70 процентов своих боевых самолетов. 22 июня, в день начала боевых действий, потери составили 1200 самолетов, более половины из которых даже не успели попасть в воздух.
Немцы также понесли серьезные потери за тот же период – почти 4000 самолетов, что превышало потери во всех предыдущих кампаниях. Но, тем не менее, баланс оказался не в пользу Советской стороны. 22 июня потери стали большим шоком для советских генералов. После полета вокруг его опустошенных аэродромов командующий военно-воздушными силами Белорусского военного округа в отчаянии покончил жизнь самоубийством.
Немецкие ВВС по праву считались лучшими в мире. Благодаря своим высоким боевым качествам немцы к зиме превратили тройное превосходство в авиации Красной Армии в ноль, достигнув численного паритета, что, учитывая общее качественное превосходство Германии, поставило их на путь к господству в воздухе.
Немецкие летчики размещали цели, используя правильно функционирующие станции слежения, которые нейтрализовали тактическое превосходство Советской авиации на различных участках фронта. Летчики Красной Армии проявили большой героизм, часто тараня вражеские самолеты, но все это не могло переломить общую ситуацию.
Причины поражения
У Красной армии были самые разные воздушные средства. Они включали как новые (например, Ил-2, получивший название "летающий танк"), так и устаревшие машины - в три раза больше новых. Однако даже современные модели имели существенные недостатки: качество советских авиадвигателей оставляло желать лучшего; самолет имел плохо функционирующую радиосвязь. Броня Советского истребителя была настолько уязвима, что даже относительно слабые пулеметы, установленные на немецких бомбардировщиках, могли пронзить ее.
Обучение летного персонала проводилось точно в срок: пилоты едва успели научиться управлять своими новыми машинами. Незадолго до войны советские летные училища работали сверхурочно, производя тысячи новых пилотов. Объемы выпускников были такими,что многие не делались офицерами, чтобы не раздувать штат. Не все молодые пилоты были профессионалами. Это уже стало ясно во время советско-финской войны 1939-1940 годов, когда небольшие финские ВВС вызвали серьезные проблемы для советской авиации, несмотря на ее подавляющее численное превосходство.
Глубоко укоренившиеся проблемы
Однако вопрос о том, почему 1941 год был таким трагическим для ВВС СССР, сложнее. Следует иметь в виду, что создание полноценной авиации в СССР началось всего за 10 лет до начала войны.
Авиационные заводы часто строились на новых площадках и не имели ни достаточных материалов, ни необходимого количества квалифицированных инженеров и рабочих. Кроме того, авиация является одним из наиболее технически сложных видов современного вооружения. Его создание требует развития химической промышленности, электроники и металлургии.
Конструкторы изучали во многом методом проб и ошибок. Недостатки авиационных двигателей ограничили их свободу действий, и попытки их решить в краткосрочной перспективе привели к тяжелым последствиям. Серьезной проблемой является отсутствие квалифицированного командного персонала.
Сталинские репрессии не создали проблемы, но, безусловно, усугубили ее. Учебно-боевой опыт советских летчиков не был на достаточно высоком уровне, и они все еще усваивали уроки, извлеченные во время боевых действий на стороне республиканских сил во время Гражданской войны в Испании несколькими годами ранее.
Спасибо за внимание, дорогой читатель!
Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!