Памятник-танк Т-34-85 находится в Воронежской области на 725-м километре автодороги М4 на правой стороне направления "на Москву".
Соответственно, попасть к нему проще всего при движении по М4 на север.
Вскоре после проезда города Богучар будет развязка Филоново/Свобода.
Памятник через два километра после этой развязки.
Рядом расположена большая бесплатная парковка.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - скорее хорошее.
Здесь в декабре 1942 года, осуществляя операцию "Малый Сатурн", Первая гвардейская армия, 17 и 24 танковые корпуса вели победоносные бои, положившие начало освобождению среднего Дона от немецко-фашистских захватчиков.
Среднедонская операция ("Малый Сатурн") была частью Сталинградской операции и началась 16 декабря 1942 года, через 4 дня после окружения 6-ой армии фельдмаршала Паулюса.
Целью этого наступления было предотвращение готовящегося прорыва Сталинградского котла группирующимися немецкими силами.
17 декабря четыре советских танковых корпуса прорвали фронт в этих местах и начали победоносный прорыв в направлении Ростова-на-Дону.
К 30-му декабря 1942 года цели операции были полностью достигнуты.
Немецкие, итальянские и румынские армии были разбиты и взяты в плен.
Участь 6-ой армии Паулюса была решена и 31 декабря 1942 года он сам, а затем и его армия сдались в плен.
На постаменте стоит Т-34-85.
В данном случае это танк-символ.
Танки этого типа выпускались с января 1944 года и не могли принимать участие в "Малом Сатурне".
До начала 2000-х годов этот памятник стоял на "старой" М4 в четырёх километрах к югу от села Верхний Мамон.
К Филоново его перенесли при расширении автодороги.
В справочнике LEGION AFV по поводу этого танка сказано: Судя по внешним признакам, это машина завода №183 выпуска 1946 года.
Т-34-85 был разработан для повышения боевых качеств танка Т-34.
Была установлена новая башня с более мощным орудием.
Изменена конструкция ряда узлов и механизмов.
При этом была сохранена высокая подвижность и манёвренность машины.
Данная модернизация позволила Т-34-85 сохранить своё место лучшего среднего танка на всём протяжении Второй Мировой Войны.
Т-34-85 выпускался в СССР с 1944 по 1950 годы, а также в Чехословакии (1952-1958) и Польше (1953-1955).
Всего было выпущено 30579 таких танков, а с учётом предыдущей модели Т-34-76 - около 65800 штук.
Советский Т-34 - самый массовый танк в мире.
На этот памятник легко можно забраться.
И увидеть, что крышка трансмиссионного отделения отсутствует, что даёт возможность чуть больше, чем обычно, узнать о конструкции танка.
Здесь был дизельный двигатель В-2-34.
Выхлопная труба, а под ней большой цилиндр - правый бортовой фрикцион с тормозной лентой.
Башня танка смотрит на автотрассу.
Командирская башенка.
Крыша поворотная, состоит из двух частей.
Часть побольше (без отверстий) крышка командирского люка.
Она откидывается вверх и командир может вести наблюдение за обстановкой лично, например в походных условиях.
В центральном отверстии второй части устанавливался перископический смотровой прибор, используемый командиром в бою.
Сейчас вся эта конструкция повёрнута на 135 градусов влево от типового положения "командир смотрит вперёд".
Ещё один малозаметный элемент конструкции.
С шахты подвески снята крышка и видна верхняя часть "свечи" Кристи.
Всего таких шахт с крышками на верхней детали корпуса Т-34 восемь штук.
...ещё фото...
Где находится: Точка на Яндекс.
Понравилось? Ставь лайк и поддержи проект!