Найти тему
Про джаз

Джон Колтрейн. Полвека небытия

История джаза полна имен, вызывавших безграничное восхищение публики. Поклонники Бикса Бейдербека так любили его, что неизменно прощали ему все его экстравагантные выходки. Луи Армстронг был кумиром как музыкантов, так и критиков. «Птицу» Чарли Паркера неистово боготворили, публика и музыканты копировали его манеры и, к сожалению, его далеко не безвредные привычки. Но ни к одному джазовому музыканту не относились с таким восхищением, как к Джону Колтрейну. Он был не просто баловнем публики — многие фанаты его почитали, как святого, как некое мистическое существо, присутствие которого на земле якобы способно было изменить мир. Один из музыкальных критиков, Фрэнк Кофски, в 1964 году предложил выдвинуть кандидатуру Джона Колтрейна на должность вице-президента США. Другой критик, Иоахим Берендт, утверждал, что Колтрейн излучает «высшую силу любви». Даже такие придирчивые критики, как Нэт Хентофф и Мартин Уильямс, начинали петь дифирамбы, едва заходила речь о Колтрейне. Имя Бейдербека только дважды упоминалось в прессе при его жизни, первый биограф Бикса появился лишь через сорок лет после его смерти. Таким титанам джаза, как Гудмен, Хокинс и Янг, еще предстоит найти своих биографов. Однако за десять лет до смерти Колтрейна вышли три его жизнеописания, написанные разными авторами. Его жизненный путь был трагически кратким-он расстался с жизнью в сорок лет. Его творческая карьера длилась чуть менее двенадцати лет: первое упоминание о Колтрейне, в роли сайдмена относится к 1955-ому, когда ему было 29, первые альбомы, записанные им в качестве лидера, были изданы в 1957-ом, а сольная карьера началась в 1959-ом, когда он отметил своё тридцатитрёхлетие. И тем не менее он сумел добиться того, что все знатоки джаза считали его, а многие и до сих пор считают, не просто выдающимся музыкантом джаза, а своего рода духовным лидером, которого можно сравнить с основателями крупнейших мировых религий. Почему так произошло, остается загадкой. Если не говорить о творчестве, то в жизни и убеждениях Колтрейн всегда оставался простым смертным — скромным и даже застенчивым человеком. Ему пришлось сражаться с демонами, которых он так и не одолел до конца. Но его влияние на музыкантов джаза, несомненно, было огромным. Под воздействием Колтрейна сформировалось целое поколение исполнителей, причем не только в джазе, но и в рок-музыке, а также и в различных течениях музыки фьюжн, появившихся в 1970-х годах. Влияние его могучего гения ощущается и сегодня в творчестве таких мастеров, как Джошуа Редмен, Кенни Герретт, Маркус Миллер и даже Карлос Сантана. Начинал Колтрейн, играя на альт-саксофоне, но первое признание пришло к нему, когда он взял в руки тенор. Заявить о себе в качестве лидера джаз-авангарда ему удалось, когда он вернул джазу сопрано-саксофон, забытый уже со времён Сиднея Беше, легендарного новоорлеанского пионера. Пронзительные звуки его сопрано-саксофона в стремительных авангардистских опусах стали столь же неотъемлемым признаком его игры, как и трепетное, задушевное звучание его тенор-саксофона в медленных романтичных балладах. В последние годы он освоил флейту. Подаренную ему на память матерью его лучшего друга и пламенного соратника Эрика Долфи после ранней смерти своего сына. А незадолго до смерти Колтрейн снова взял в руки альт, сыграв на нём несколько вещей на гастролях в Японии. Последних гастролях в его жизни, завершивших его короткий жизненный путь. Прошло более полувека с той печальной даты, когда его саксофоны замолчали навсегда. Об этом трагическом факте я узнал через пару месяцев после его смерти, когда, будучи 16-летним подростком, только-только начинал постигать таинство его творческих проектов. Имя Джона Колтрейна для меня, завороженного магией джаза мальчишки, было окутано ореолом гениальности и глубокой духовности, которую я ощутил с первых же звуков Spiritual, этого раннего шедевра Колтрейна, поражающего своим волшебным драйвом и сегодня, полвека спустя. Это не было показной и фальшивой духовностью церковного служки. То были звуки, исполненные мудрой созерцательности и какого-то таинственного Знания. Как не хотелось верить в то, что этот Титан джаза, чьё великое наследие едва лишь начало приоткрывать мне свой лик, ушёл в небытие. Но юность тем и хороша, что не умеет скорбеть. Жизненные потери, как и жизненные уроки для неё ещё впереди. А здесь и сейчас только Музыка. Впереди были и главные открытия в познании этой Музыки. Потому Колтрейн для меня, 16-летнего, как бы и не умирал. С каждым новым его альбомом, с каждой новой его пьесой, знакомство с которыми наполнили мои последующие годы, я шёл по жизни бок о бок c этой Музыкой, в которой жила душа Джона Уильяма Колтрейна, ушедшего в небытие полвека назад, но продолжающего жить в своих бессмертных пьесах.

-2