Когда проводил сборы снайперов ГСВГ, для обеспечения занятий планировался ЗИЛ - 157. Проблем с выходом из парка почти не было, заводился всегда. Да и по танковой дороге (по другим дорогам был запрет) на Помсен греб наш "Захар" как надо. Водилой на тот период был киргиз по национальности. В начале учебного периода были занятия по боевой готовности. Как сейчас помню: на шее три автомата, ПКМ, а в руках ручки ящика с секретными противогазами и "бегом" в район посадки на технику. А затем марш в запасной район. Вот вышли мы в район, разместились, палатки поставили, пехота озадачена, т.е. все согласно утверждённому плану. Командир 9 МСР ставит мне, молодому офицеру, боевую задачу: "Бери "Бемс", он же «Захар", он же ЗИЛ 157 и на хутор к немцам за водой» В кузове бочка была.
Ну, вперед, так вперед. А уже было темно. Заехали в поселок, а чтобы к колонке подъехать, надо было по проулочку задом сдать. Короче, луна, фонарь узкая дорожка по бокам штакетничком ограждена. Выхожу из кабины и даю команды "рулю", т.е. водиле условными знаками (руками) на движение. Водила забил на меня и на мои манипуляции перед кабиной, врубил заднюю передачу и заборчику-штакетничку пришел кирдык. Красиво так сложился...
Помня наставления опытных офицеров о том, что гансы так просто этого не оставят, я отложил расправу над водилой, прыгнул в кабину с криком: "Сваливаем!». Но краем глаза увидел, что на втором этаже соседнего дома за нами кто-то наблюдал. Прибыл в расположение, доложил ротному. Хреново. Мудрый ротный говорит: "Утром бери консервы рыбные и поезжай, договаривайся, а то немцы вложат в комендатуру - мало не покажется". Это назывался "Социалистический привет от друзей".
Утром я на хутор, в руках ящик консервов, просчитал по окнам, кто мог за мной наблюдать, поднимаюсь по лестнице, стучу в дверь. Что говорить, тем более по-немецки, хрен его знает. Открывает женщина. Я ей: " Гутен таг, фрау". Она поздоровалась и смотрит на меня с удивлением. Я ей по-немецки пополам с русским: "Майн крафт фарен», а сам изображаю водителя машины за рулем: «нахт - ночью, ире забор – капут!» И все примерно изображал, как в кино Чинганчук показывал, как он убивал зверя на охоте. Фрау посмотрела на меня просветленным взглядом, улыбнулась и дала знать, что не она видела, а ее сын.
Выходит здоровый молодой парень. Я ему почти тоже самое. Он засмеялся начал объяснять, что я завалил забор его соседа - порядочной сволочи и он рад этому. Даже консервы не хотел брать. Мы посмеялись, пожали друг другу руки, я все-таки отдал ему консервы и с легким сердцем помчался к новым приключениям.
Кенигсбрюк, Бишофсверде... Да, многое вспоминается. Тут вот чисто саперная история, а то все про пехоту. Есть такая у саперов техника - полковая землеройная машина ПЗМ-2. Как-то раз, накануне очередной проверки сломалась одна из трех. Причем поломка была не в спецоборудовании, а на самом тракторе (Т-150К)- топливный насос высокого давления. В войсках бесполезно искать, решили найти у немецких товарищей.
Я как раз работал на стройке запасного района комдива в 20км от Гриммы. Выехали на дорогу вечерком и стали ждать, когда сельхозтехника немецкая поедет в гараж. Дождались именно такого трактора. Поехали за ним и приехали прямо на сельхозпредприятие (типа сельхозтехники). Пошли на переговоры и на удивление легко договорились сдать свой насос в ремонт, а взамен получить рабочий из типа обменного фонда.
Ну вы ж понимаете - немецкий знаю плохо, все на уровне интуиции. Главное результат. Получили, поставили, завели машину. Ну и забыли. Прошло время, проверка прошла благополучно. Вызывает меня как-то командир полка, поскольку я уже был ВрИО командира роты. "Ты у немцев какую-нибудь помпу брал?" У меня сразу ассоциация с мотопомпой. "Нет, не брал!"- говорю. "А это что такое?" И показывает мне счет на 1300 марок.
Что запомнилось, там стоял адрес нашего полка, адресат - командир 67 полка и товар - "Ойльпумпе". Почему и спросил КП про помпу. Тогда, конечно, я вспомнил все. Поехал в ту деревню и правдами-неправдами положительно решил этот вопрос. Но суть не в этом. Встречаемся мы через время на дивизионном сборе саперов. И я рассказываю эту историю. И смотрю Вурценский командир смеётся в свои усищи. Говорю: «Что, знакомая ситуация?" А он в ответ:"У меня четыре узбека уже полгода на сахарном заводе двигатель отрабатывают"
Такое вот дело было. Кстати потом вскрылось в Вурцене это дело с работой русских солдат на сахарном заводе. Скандал был и у немцев и командир этот даже пострадал.
(Навеяно на основе воспоминаний офицера 67 МСП)
Если Вам интересны мои публикации, поставьте палец вверх и подпишитесь на канал — тогда они будут чаще появляться в Вашей ленте новостей. Спасибо за внимание!