Теперь вырубленные, погибшие или поврежденные леса будут восстанавливать в обязательном порядке.
В соответствии с новым законом один гектар вырубки леса будет равен одному гектару его восстановления. По мнению чиновников, закон позволит значительно повысить уровень воспроизводства лесов в России. Вместо вырубленного леса необходимо будет посадить саженцы той же породы дерева, что было вырублено. Посадки должны быть выполнены не позднее чем через один год после рубки.
Кто будет восстанавливать лес
«В принципе, нельзя сказать, что задача осуществить компенсационное лесовосстановление не стояла перед пользователями лесных участков ранее. Старая редакция статьи 62 Лесного кодекса РФ также предусматривала эту обязанность, но только для арендаторов участков при заготовке древесины», — прокомментировал новый закон Агентству социальной информации юрист Зеленого движения России «ЭКА» и специалист направления «Защита экоправ» Тимур Рахматуллин.
Теперь обязанность восстанавливать леса возложат на тех, кто вырубает леса для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры, для переработки древесины и других лесных ресурсов, проведения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых. Они будут обязаны восстановить лес в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Также восстанавливать леса обяжут лица, которые обратились за переводом земель лесного фонда в земли иных категорий. Восстанавливать леса должны будут и компании, занимающиеся переработкой древесины, геологическим изучением недр, разработкой месторождений, строительством и эксплуатацией линейных объектов, водохранилищ, гидросооружений, портов, причалов.
«Теперь леса будут восстанавливать и при реализации инфраструктурных проектов, хотя в этом отношении принцип «гектар за гектар» не вполне оправдан. С учетом приживаемости лесов, а также различий между молодыми и зрелыми лесами, компенсации в виде посадок на равной площади будет, очевидно, недостаточно», — считает Рахматуллин.
А кто не будет
Обязанность по высадке нового леса не распространяется на лица, использующие леса для эксплуатации линейных объектов, геологического изучения недр и разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок в границах охранных зон в целях обеспечения безопасности граждан и «создания необходимых условий для эксплуатации таких объектов».
Также исключение предусмотрено для граждан, которые заготавливают древесину для собственных нужд, заготовителей новогодних елей, представителей малого бизнеса, ведущих вырубки в лесничествах и лесопарках, а также в случае, если лес заготавливается для государственных и муниципальных нужд.
Что не так с законом
Даже если малая часть новых лесов приживется, будет хорошо. Однако, как считаетруководитель лесного отдела Гринпис России Алексей Ярошенко, внесение поправок не повлияет на реальную ситуацию с воспроизводством лесов в России. Это связано с отсутствием в России эффективного ухода за молодыми лесами и грамотного лесовыращивания.
«Лесовосстановление в узком смысле этого слова (в том, в каком оно используется в Лесном кодексе РФ) представляет собой только начальный этап воспроизводства лесов; результат же воспроизводства в первую очередь зависит от более поздних этапов — ухода за молодыми насаждениями.
«В подавляющем большинстве случаев лесовосстановление без последующего ухода — агротехнического, осветлений, прочисток — не дает вообще никаких результатов: вырубки и гари зарастают ровно тем же и так же, чем и как они зарастали бы вообще без каких-либо мер по лесовосстановлению»,
— говорит Ярошенко.
Если повысить уровень приживаемости лесов пока не получается, можно было бы постараться увеличить площадь новых посадок.
По мнению Тимура Рахматуллина, было бы целесообразно закрепить в законодательстве требование перекрывающих площадь высадок, а в идеале – из расчета реально понесенного экологического урона.
«Существует методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, утвержденная Постановлением Правительства. Но и она неэффективна, поскольку не учитывает многие особенности. Например, нанесение ущерба лесу вследствие прокладки дороги (в Подмосковье много подобных примеров) не ограничивается площадью самой дороги — нарушается целостность лесного массива, и отрезанный малый участок леса может погибнуть. Или, например, одно дело — вырубка гектара сосны, которая растет по 120 лет, а другое — лиственные быстрорастущие породы. А законодатель не учитывает все это и подходит сугубо формально с точки зрения площади», — сказал АСИ Рахматуллин.
Закон вступает в силу с 1 января 2019 года.