Задумывался ли ты, как принимаешь решения?
Обычно такие вопросы мы себе не задаём. Кажется же, что всё логично: был выбор "да/нет", "туда/сюда", "то/это" и т.д. Иногда спрашиваем у кого-то мнение или совет, иногда принимаем решение наобум.
Прочитав "Люди, которые играют в игры" Э. Берна или "Сценарии жизни людей" К. Штайнера, можно познакомиться с новой версией происходящего. Всё, что с нами происходило/происходит/будет происходить, в целом, уже предрешено. Лет так в 7 завершается формирование сценария, по которому мы продолжаем существование. Сценарий, как я писал в прошлом посте, это набор убеждений, определений, суждений, которые "подарили" нам родители, среда и культура. Получается, что все наши решения определены, а выбор иллюзорен, потому что наши убеждения, ценности, определения и суждения просто не позволят сделать другой выбор! Давайте разберёмся, как сценарий формируется.
Берн пишет, что у человека, есть три эго-состояния: Я-Родитель, Я-Взрослый, Я-Ребёнок. Родитель отвечает за заботу, контроль, запреты/разрешения, т.е., когда мы говорим кому-то "надень куртку, на улице холодно", говорит Я-Родитель. Ребёнок отвечает за все хочу/не хочу, за наши эмоции, творчество - реагирует на горячие скидки в магазине Я-Ребёнок. Взрослый - это компьютер, для которого нет хорошо и плохо, есть только факты и выводы, никаких эмоций, только расчёт. Все эти состояния в нас "переключаются" без перерыва и неосознанно, и есть они даже у маленького ребёнка. Но вернёмся к сценарию. В детстве нашему Взрослому часто не хватает фактов для того, чтобы принять взвешенное решение. Ну просто не произошло еще столько событий, которые бы дали "компьютеру" нужное количество информации. Говорим мы малышу "ну что, будешь космонавтом?", а он ни слова "космонавт" не знает, ни что надо кем-то в будущем быть. А тут кто-то из родственников подключается: "Конечно будет, вон какой здоровый растёт". Эго-состояние Я-Взрослый в панике выдаёт "Error 404. Not found", на помощь мчится Я-Родитель, для которого одобрения от родственника достаточно, и наш малыш соглашается на космонавта. А потом на хоккей, потому что дед говорил, что это отличный спорт, потом на рисование, потому что мама говорит, что это развивает фантазию, и пошло-поехало. Я-Взрослый уходит на задний план, вместо фактов появляются "хорошо/плохо" кем-то привитые. После 7 лет (по мнению Берна) данная схема так крепко фиксируется, что и определяет фактически все наши решения в будущем.
Естественно, это всё происходит неосознанно и без злого умысла кого-либо. В сценарии нет ничего ни плохого, ни хорошего. Вам могут передать убеждения как миллионера, так и нищего. Многие убеждения и правила просто жизненно необходимы. К сожалению или к счастью, большинство никогда не задаст себе вопрос "Как я принял какое-то решение, живу ли я по сценарию, и что с этим делать?". Берн, к слову, тоже не говорит, что делать со своим сценарием, об этом пишут только его ученики. Можно вообще ничего с этой информацией не делать, а можно использовать как инструмент.
В Школе Великих Книг помогают приблизиться к пониманию своего сценария, увидеть, какие лишние убеждения и запреты остались с нами с детства, начать растить Взрослого.