На прошлой неделе российская пиар-индустрия по полной программе попала под раздачу. Как минимум двоих пиарщиков уволили с занимаемых должностей, еще парочка засветилась в медиапространстве как полные неадекваты, и в обществе вдруг на ровном месте возникла дискуссия о профпригодности и адекватности российских специалистов по связям с общественностью.
А началось все с того, что PR-директор сети Леруа Мерлен в прошлое воскресенье вечером написала в своем аккаунте в Facebook пост о том, что, по словам ее стажерки, пьяные футбольные фанаты "сожгли девушку" в Новопеределкино. Девушка с ожогами действительно была найдена, но как выяснилось, к фанатам это не имело никакого отношения. Как бы то ни было, в комментариях у Галины случился пожар, после чего она добавила в пост апдейт о том, что она "вскрывает и удаляет ватку" - то есть, выражаясь человеческим языком, находит у себя в контактах людей с патриотическими взглядами и рвет с ними контакты.
В какой-то момент пост расшарила у себя помощник губернатора Московской области Марина Юденич "по развитию гражданского общества", которая является практически эталоном того, что Галина назвала "ваткой", и после этого с госпожой Паниной и Леруа Мерлен случился настоящий армагеддон вплоть до акции #покалеруа, приведший в конечном счете к тому, что ее сначала отстранили от должности, а затем и уволили из сети.
Случай бросились комментировать в публичном пространстве пиарщики из телекома, ИТ и других отраслей, некоторые из которых в процессе сильно поранились - вплоть до попадания в ленту известного телеграм-канала "Беспощадный Пиарщик", где с ними беспощадно же и расправились.
Что заставило PR-директора крупной розничной сети написать этот пост, в каком состоянии сознания она находилось вечером 1 июля, что будучи профессионалом, опубликовала непроверенную информацию, и начала без разбора банить всех, кто пытался привести ее в чувство, и почему она дальше так реагировала - это отдельный вопрос, с которым предстоит разобраться соответствующим специалистам.
Нас же, как диванных HR-аналитиков, интересует прежде всего то, как случилось, что человек, который умудрился так себя повести в публичном пространстве, оказался на должности руководителя PR-службы в крупной межденародной розничной сети.
Детали процесса рекрутмента в Леруа нам неведомы - мы только знаем, что как всякая розница и всякие французы, Леруа слегка недоплачивает относительно рынка - хотя вряд ли именно зарплата ниже медианы по грейду является причиной произошедшего, тем более что в скандал оказались вовлечены сразу несколько пиарщиков других компаний.
Но чего точно нет в подборе Леруа (как и в подборе других компаний), так это теста на цифровую грамотность. Не на умение пользоваться смартфоном и планшетом, а на умение вести себя в новой цифровой реальности.
Понимать, чем отличается фейсбук от линкедина, и как вести себя, если из-за Роскомнадзора нам приходится использовать фейсбук и как профессиональную соцсеть, и как платформу личного самовыражения.
Понимать, где заканчивается твое личное пространство как человека с политическими убеждениями, и начинается твое пространство как представителя компании.
Видеть (даже под воздействием алкоголя, наркотиков, недосыпа или крайнего разражения), что ситуация становится опасной, контролировать собственные эмоции и реагировать на кризис вовремя и правильно.
И это касается не только пиарщиков, просто они первые попали под раздачу в силу публичности профессии. История с рекрутерами Тинькофф-банка говорит ровно о том же - неумение хранить собственные весьма чувствительные данные может запросто привести к репутационным потерям для компании (хотя у Тинькова и так репутация скандалиста, сексиста, расиста и в целом "нормального пацана").
История банка "Точка", где на собеседовании задавали вопрос "Чей Крым?" и потом гордо написали об этом в соцсетях - еще одна история из череды фейлов не только рекрутмента, но и в целом мышления людей, готовых выносить в публичное пространство сверхчувствительные вещи. Это в стиле Домагоя Виды, который начал кричать "Слава Украине" после победы над сборной России. Но в отличие от человека, основной работой которого является бить по мячу головой, соосновательница банка для малого бизнеса по идее должна использовать голову для других вещей.
Еще раз. Это касается всех нас - теперь у каждого из нас профессия публичная. Если вы HR-директор крупной компании, и в вашей ленте фейсбука появляются вещи типа "положила себя в морько" или "хочу быть котиком на Барвихе, чтобы меня все целовали в попочку" - то не нужно удивляться, что остальные топы будут относиться к вам как к неадеквату, потому что фейсбук - это не ваше личное пространство.
Догнавшее нас требование наличия цифровой грамотности - это не про умение пользоваться смартфонами и интернетом, а про умение пользоваться возможностями, и избегать опасностей, которые идут вместе с ними. Это про понимание того, как работает новая реальность, в которой мы лишены приватности, вынуждены работать с множеством источников информации и уметь проверять их, и способность регулировать не только приватность записей, но и содержание и тон собственных высказываний.
И пора бы ввести обязательное тестирование по этому признаку для всех, кто приходит на работу в корпорации.