Уже давно никого не удивляет, что на экранах кинотеатров постоянно мелькают одни и те же персонажи. Очередной проект про Бэтмена всегда либо недавно завершился, либо сейчас на экране, либо активно разрабатывается очередной студией.
Сиквелы существовали с самого зарождения кинематографа. Например, первая Годзилла была снята в 1954 году, а Дракула – в 1921 году. Всегда на экраны выходили разные вариации одной и той же истории. Всегда были популярные персонажи, которые год за годом появлялись на экране. Стоит лишь вспомнить фильмы о Фантомасе, или "Полицейскую академию".
Но такого огромного нескончаемого числа кинофраншиз не было никогда. Люди Икс, Железный Человек, Человек-Паук, Бэтмен, 007, Звездные войны, Звездный путь перезапускаются постоянно. Такие проекты как Терминатор, Миссия невыполнима, Борн, Форсаж, Неудержимые, Шрек, Ледниковый период, Мальчишник в Вегасе … не сходят с экранов до тех пор, пока они в состоянии выжать из зрителя последние капли интереса, феерично заканчиваясь самой отвратительной версией, которую только можно себе вообразить.
Как бы странно это не звучало, но такую ретрооритентированность кинопроизводства стимулируют современные мобильные технологии, привязанные к Интернету. Объясним почему.
В эпоху до активного внедрения Интернета запустить новый проект, создать новый персонаж, снять хороший фильм и разрекламировать его было дорого и рискованно, но оправданно. В 1997 году на экраны вышел «Титаник» (реж. Джемс Кэмерон), его бюджет составил $ 200 000 000. Этот фильм изначально планировался как хит. В него вложили много денег, а получили даже больше, чем ожидали.
Любой выходивший в те годы фильмы начинал соревнование за интерес зрителей с одной стартовой линии. Вперед вырывались те фильмы, которые имели лучшие показатели: актерский состав, сценарий, бюджет, режиссер, рекламная компания и т.д. Те, кто не поспевал за лидерами проката, оставались не у дел. Финишную черту с наилучшими показателями преодолевали те крупные проекты, которые имели удачное содержимое и не поскупились на PR.
В случае с Титаником, кинопроизводители поверили в потенциал данного проекта и выделили на него огромный бюджет. Был создан шедевральный фильм. Фильм приобрел статус феномена, вокруг которого разрослись побочные продукты: на телеэкраны выходили документальные фильмы о настоящем Титанике, фильмы о подробностях съемочного процесса и съемочной команде, выходили книги о Титанике, производилась тематическая продукция и т.д.
Представьте себе поле, с множеством высаженных одновременно саженцев деревьев. Все эти саженцы имеют равные условия развития – одну почву и общие погодные условия. Но какие-то из этих саженцев погибнут, какие-то станут деревьями стандартных размеров, а из кого-то получится огромное, мощное, раскидистое дерево. Что именно выйдет из саженца будет зависеть от его внутреннего потенциала, ведь внешние условия едины для каждого. Именно таков был мир кино до эпохи Интернета. Новые фильмы вступали в схватку друг с другом на примерно равных условиях, их успех определялся только их "работой над собой".
Теперь же новые высаженные саженцы сосуществуют с уже разросшимися мощными деревьями. Они изначально находятся в неравных условиях. Какие-то деревья уже разрослись, даже дали побеги. Они покрывают своей тенью большую часть земли. Новым саженцам удается выжить только в случае наличия мощной внутренней силы – расти в тени других деревьев, без достаточного солнечного света, очень тяжело. А побегам этих разросшихся мощных деревьев не приходится расти в тени своих прародителей. Их бережно выкапывают и пересаживают в отдельную теплицу – с искусственным освещением и поливом – создаются все условия для их скорейшего и наилучшего развития.
Именно такие условия создал Интернет новым выходящим на экраны фильмам.
Сегодняшний мир – это мир информационного пространства. Информация не просто появляется и исчезает, она множится и накапливается. Те информационные потоки, которые накопили достаточно большую массу становятся трендмейкерами: теми самими популярными твитами, новостями в поисковиках, сообществами в социальных сетях, мемами и прикольными роликами в видеохостингах. То или иное информационное поле из года в год разрастается, поглащая все больше и больше пространства и становясь общеизвестным и узнаваемым феноменом.
Сфера кино непосредственно подчинена современным виртуальным информационным полям. Породить из одного нового хрупкого саженца, высаженного в «дикое» информационное поле, плодоносящее дерево – задача сверх тяжелая, практически невозможная.
Именно поэтому, все те, кто обладает авторскими правами на какие-то образы и истории, симпатичные зрителям, выпускают их на экраны вновь и вновь. Компании судорожно пытаются не дать усохнуть своему плодоносящему дереву и размножить из него собственное информационное поле. Никакой единой линии старта в современном кинематографе не существует. Каждый фильм выходит на экраны со своим бегграундом – чем массивнее предыстория фильма, чем глубже его корни вплелись в информационную почву, тем больше шансов на успех. Нет ничего странного, что слабый росток самого наилучшего качества проиграет в соревновании с любым чахлым, больным, потрепанным временем, но мощным деревом, раскинувшим свои ветви ввысь и вширь. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Бэтмен был, есть и всегда будет с нами.
Конечно новые проекты вырастают, укореняются в информационном поле и сегодня. Например, другая работа Джеймса Кэмерона «Аватар» вышедшая уже в 2009 году. Аватар – это крупный проект, достойного содержания и уникальный по технологии создания. На его раскрутку были потрачены огромные деньги, и они окупились. Фильм вырос в достаточно большое и мощное плодоносящее дерево. Но это дерево не поглотило в своей тени все соседние посадки. Оно стало выдающимся, но все же одним из множества фильмов, существующих в разделяемом саженцами разных пород информационном поле. Именно поэтому, нас ждет куча продолжений "Аватара". Корни в информационное поле пущены, теперь необходимо разрастаться, поглощать все больше и больше пространства, губить соседние мелкие деревца – только так создается собственное информационное поле. Либо приходится мириться со скорой смертью.
Интернет со своим свалочным характером аккумулирования информации создал ретроориентрованную культуру. Маленькое удивительной красоты деревце, растущее в густом лесу однотипных мощных и древних деревьев, не привлечет нашего внимания. Велика вероятность, что мы его вовсе никогда не увидим. Любой свежий, новый проект, отталкивающийся от голой земли, обречен на малый успех. Но если на одном из привычных нам деревьев знакомого нам густого и древнего леса вырастет новая ветка, возвышаясь высокого в небе – это несомненно вызовет наш интерес.
Именно поэтому даже такие ограниченные по времени проекты как «Хоббит» (который объективно не может длиться бесконечно, так как в основе своей имеет конкретную историю с началом и концом) активно реализуются современным кинематографом. Отпочковавшись от мощнейшего проекта «Властелин колец», которому удалось создать собственное огромное информационное поле, в тепличных условиях вырастила предысторию. Сначала «Хоббит» задумывался как 1 фильм, затем как фильм из 2-х частей, а в итоге на экраны вышла трилогия. Сама история о Хоббите вполне могла быть показана в одном фильме, но ее создатели искусственно растянули ее на три фильма. На таком плодородном информационном поле вполне можно вырастить и трех Хоббитов. Даже если каждый новый фильм окажется разочарованием, зрители, погруженные в это информационное поле, не смогут удержаться от того, чтобы не сходить и не увидеть продолжение истории. Ведь об этой истории столько говорят, столько пишут, так долго ждут и так активно обсуждают...
Ярким доказательством доминирования информационного поля над единичным фильмом являются последние части таких популярных киноисторий как «Голодные игры», «Сумерки», «Гарри Поттер». То, что должно было стать последней полноценной финальной серией, безжалостно делится на две неполноценные части. Зрители, находясь в информационном поле этих картин идут и будут ходить на такие расчлененные фильмы, даже понимая их ущербность.
Сегодня каждый новый крупный проект – это хрупкий росток, высаживаемый в информационное поле. Он требует многолетнего пути акклиматизации, приживания, постоянного полива. Только спустя несколько лет это росток сможет возмужать, разрастись и принять под своей тенью большое количество зрителей.
Ярким примером этому служат современные сериалы. Только дожив до четвертого-пятого сезона, сериал становится по-настоящему массовым, культовым и всеми узнаваемым. Те же «Игры престолов», несмотря на колоссальный успех первых же серий, они стали действительно мировым феноменом далеко не после первого сезона… Поэтому на телевидении один за одним появляются такие проекты как «Американская история ужасов», «Фарго», «Настоящий детектив» - они объединяют под общим названием, уже сформировавшим собственное информационное поле, абсолютно не связанные истории.
Интернет против киноновинок. Он выдвигает четкие условия: хотите быть популярными – развивайте старые, проверенные проекты. Либо создавайте новые проекты, если повезет, вы выживете и может быть даже станете популярны, через несколько лет....