Зародившись в конце 60-х, в начале 70-х прогрессив-рок стал одним из доминирующих стилей на музыкальной сцене. Именно в 70-е вышло большинство классических альбомов этого спорного жанра, который либо обожают, либо ненавидят. И если в конце этого славного десятилетия казалось, что прог отправлен на свалку, то время расставило всё по своим местам. Эти помпезные группы любят до сих пор.
О противостоянии панка и прога можно прочитать по ссылке
King Crimson – In The Court Of The Crimson King (1969)
Первый и по-настоящему прогрессивный альбом In The Court Of The Crimson King возвестил миру о рождении нового жанра. Начиная с 21st Century Schizoid Man и заканчивая The Court of the Crimson King этот дебютный альбом был настолько непохожим на всё вокруг, что сейчас это сложно представить. Как бы не пытался Роберт Фрипп и сотоварищи, эту работу King Crimson не смогли переплюнуть не в коммерческом, не в творческом плане.
Yes – The Yes Album (1971)
Не такой распиаренный, как Close To The Edge, The Yes Album представил группу на пике её великолепия: тут вам и девятиминутный эпос про космические корабли (Starship Trooper), и хоровое пение (I’ve Seen All Good People), и убойная открывалка Yours Is No Disgrace, в которой каждый из участников группы смог проявить свой талант.
Emerson, Lake & Palmer – Tarkus (1971)
Казалось бы, двадцатиминутный антивоенный трек – что может быть скучнее? Но именно заглавная песня со второго альбома ELP вывела группу в высшую лигу прог-рока. И хотя на второй стороне пластинки присутствуют безделушки, вроде Jeremy Bender, слушать этот диск очень интересно.
Caravan – In The Land Of Grey And Pink (1971)
In The Land Of Grey And Pink стал главным альбомом Кентерберийской сцены (ответвление прог-рока). 25-минутная Nine Feet Underground сочетала в себе все приёмы, за которые мы так любим прогрессив. И хотя альбом не так широко известен, как другие работы из этого списка, не удивляйтесь, что один из главных хитов (о, боже!) One Direction What Makes You Beautiful очень напоминает Love to Love You (And Tonight Pigs Will Fly).
Jethro Tull – Thick As A Brick (1972)
Thick As A Brick изначально задумывался Йэном Андерсоном как пародия на жанр прог-рока с его двадцатиминутными песнями на одну сторону пластинки и непонятными обложками, наполненными скрытыми смыслами. Проггеры приняли это за чистую монету, а Thick As A Brick стал одной из определяющих записей в жанре.
Genesis – Selling England By A Pound (1973)
Когда Pink Floyd выпустили Dark Side Of The Moon, они были недосягаемыми, однако Genesis с Selling England By A Pound приблизились к нему настолько, насколько это вообще было возможно. Эта пластинка подарила нам бессмертную классику Dancing With the Moonlit Knight, пронизанную английским духом и Firth of Fifth с гениальным фортепианным вступлением Тони Бэнкса.
Pink Floyd – Wish You Were Here (1975)
Пускай Dark Side Of The Moon остаётся самой популярной работой группы, но Pink Floyd никогда не звучали более прогрессивно чем на Wish You Were Here. Пять песен-посвящений бывшему коллеге Сиду Баррету, наполненные атмосферой отчуждения – звёздный час экспериментальных Floyd.
Rush – Hemispheres (1978)
Запись последнего из прог-роковых альбомов Rush Hemispheres далась группе настолько тяжело, что они, в конце концов, отошли от сложных экспериментальных песен. Слушая заглавный трек, а также в инструментальную La Villa Strangiato убеждаешься, что группа выложилась на полную катушку.
UK – UK (1978)
Супер-группа от прог-рока выпускает альбом в расцвет панка и новой волны, и нет, это не Asia. В отличии от своего следующего проекта Джон Уэттон здесь ещё был своим парнем. Это не камень в огород таких пластинок, как 90125, Invisible Touch или Asia. Они хороши, но положа руку на сердце, это был уже не прог, в то время как UK остаётся одной из последних великих записей 70-х во всём жанре. Тринадцатиминутная In The Dead Of Night и Nevermore с впечатляющим соло на электроскрипке лучшее тому доказательство.
Supertramp - Breakfast In America (1979)
Ориентируясь на поп-сцену, при этом оставаясь прог-рок группой, в 1979 Supertramp выпустили свою самую коммерчески успешную пластинку Breakfast In America под-завязку набитую хит синглами, среди которых Gone Hollywood, Goodbye Stranger и The Logical Song. Этот альбом, своего рода, предел того, насколько проггерам дозволено заигрывать с мейнстримом.