В эпоху раннего Средневековья основным защитным вооружением рыцаря был кольчатый доспех. Шлем, как правило, полностью закрывал лицо воина (тот же топфхельм или Большой шлем). Хотя порой рыцарские шпоры и кольчуга частично золотились, в целом доспехи обходились без украшений. Средневековые благородные воины выделяли себя с помощью тканевых полотен поверх кольчуги (сюрко) и различных дополнений для шлема (гребни, бурлеты с наметами и прочий декор из ткани, папье-маше, кожи и дерева). Данные элементы носили на себе отличительные символы, эмблемы - то, что мы сегодня называем геральдикой. Хотя она носила больше функциональный характер, геральдика стала одной из ранних форм украшения доспехов рыцаря.
С конца XIII столетия кольчужный доспех стали усиливать пластинчатыми вставками из металла, особенно в наиболее уязвимых местах - в локтях, коленях и плечах. С их появлением вводились новые виды украшения. Нагрудные пластины с помощью заклепок крепились к внутренней стороне дорогой и роскошной ткани (например, бархат или парча). Данный тип доспехов известен как бригантина (в английском встречается также вариант "coat of plates" или одежда из пластин, лишь позднее ставшая brigandine, однако в русском лишь один вариант). Края пластинчатой защиты конечностей украшались бордюрами из латуни, которые могли иметь золочение или гравировку.
К 1420 году пластинчатая броня закрывала рыцаря с головы до ног, каждая часть тела защищалась стальными сочлененными сегментами. Даже боевые кони богатых владельцев обзавелись стальной защитой. Данный вид брони предоставлял огромные возможности для различных видов украшения: бордюры, окраска, травление, гравировка, гофрирование, пунктирное гравирование (зернистый рисунок), золочение и инкрустация. Вдобавок нагрудные пластины все еще могли быть покрыты дорогой тканью с эмблемой. В течение второй половины XV века в германских землях высокую популярность набирали доспехи с рифлением. Примерно в это же время итальянские оружейники вдохновились античными мотивами и стали передавать их на доспехах: впервые с древних времен в Европу вернулись антропоморфные доспехи; для стиля характерно множество рельефных форм - это тоже стремление украсить доспехи.
Латы, поверхность которых не предполагалось покрывать тканью, обычно подвергались полировке, воронению или попросту окрашивались в коричневый цвет. Данные способы, помимо всего прочего, предотвращали появление ржавчины. В XV столетии внешний вид латного доспеха могли оставить таким, каким он выходил из-под молота кузнеца: сохранялись черно-синий цвет после термического воздействия и следы от ударов кузнечного инструмента.
Недорогой доспех, как правило, красили в черный цвет с целью уберечь металлические пластины от ржавчины. Это был дешевый способ ухода за ними. Подобные доспехи обычно никоим образом не декорировались, в процессе окраски некоторые части оставляли неокрашенными - вот и все украшение.
Подписывайтесь на канал! и заглядывайте в телеграм - t.me/battlez
В конце хотелось бы отметить различие между травлением и гравировкой. Второй способ предполагает создание узора с помощью острого (чаще металлического) предмета. При травлении же поверхность подвергается химической обработке. Для этого пластину помещают в кислоту. На зоны, которые необходимо защитить, наносят маску из воска.