Найти тему
Исторические сражения

Как рыцари украшали свои доспехи

В эпоху раннего Средневековья основным защитным вооружением рыцаря был кольчатый доспех. Шлем, как правило, полностью закрывал лицо воина (тот же топфхельм или Большой шлем). Хотя порой рыцарские шпоры и кольчуга частично золотились, в целом доспехи обходились без украшений. Средневековые благородные воины выделяли себя с помощью тканевых полотен поверх кольчуги (сюрко) и различных дополнений для шлема (гребни, бурлеты с наметами и прочий декор из ткани, папье-маше, кожи и дерева). Данные элементы носили на себе отличительные символы, эмблемы - то, что мы сегодня называем геральдикой. Хотя она носила больше функциональный характер, геральдика стала одной из ранних форм украшения доспехов рыцаря.

Ряды золоченых колец на кольчужном доспехе - пример украшения
Ряды золоченых колец на кольчужном доспехе - пример украшения

С конца XIII столетия кольчужный доспех стали усиливать пластинчатыми вставками из металла, особенно в наиболее уязвимых местах - в локтях, коленях и плечах. С их появлением вводились новые виды украшения. Нагрудные пластины с помощью заклепок крепились к внутренней стороне дорогой и роскошной ткани (например, бархат или парча). Данный тип доспехов известен как бригантина (в английском встречается также вариант "coat of plates" или одежда из пластин, лишь позднее ставшая brigandine, однако в русском лишь один вариант). Края пластинчатой защиты конечностей украшались бордюрами из латуни, которые могли иметь золочение или гравировку.

Вторая половина XIV в., забрало шлема украшено по краям латунными бордюрами
Вторая половина XIV в., забрало шлема украшено по краям латунными бордюрами

К 1420 году пластинчатая броня закрывала рыцаря с головы до ног, каждая часть тела защищалась стальными сочлененными сегментами. Даже боевые кони богатых владельцев обзавелись стальной защитой. Данный вид брони предоставлял огромные возможности для различных видов украшения: бордюры, окраска, травление, гравировка, гофрирование, пунктирное гравирование (зернистый рисунок), золочение и инкрустация. Вдобавок нагрудные пластины все еще могли быть покрыты дорогой тканью с эмблемой. В течение второй половины XV века в германских землях высокую популярность набирали доспехи с рифлением. Примерно в это же время итальянские оружейники вдохновились античными мотивами и стали передавать их на доспехах: впервые с древних времен в Европу вернулись антропоморфные доспехи; для стиля характерно множество рельефных форм - это тоже стремление украсить доспехи.

Гофрирование на готическом доспехе начала XVI в. (максимилиановский стиль)
Гофрирование на готическом доспехе начала XVI в. (максимилиановский стиль)

Латы, поверхность которых не предполагалось покрывать тканью, обычно подвергались полировке, воронению или попросту окрашивались в коричневый цвет. Данные способы, помимо всего прочего, предотвращали появление ржавчины. В XV столетии внешний вид латного доспеха могли оставить таким, каким он выходил из-под молота кузнеца: сохранялись черно-синий цвет после термического воздействия и следы от ударов кузнечного инструмента.

Коричневый доспех с позолотой, вторая половина XVI века
Коричневый доспех с позолотой, вторая половина XVI века

Недорогой доспех, как правило, красили в черный цвет с целью уберечь металлические пластины от ржавчины. Это был дешевый способ ухода за ними. Подобные доспехи обычно никоим образом не декорировались, в процессе окраски некоторые части оставляли неокрашенными - вот и все украшение.

Подписывайтесь на канал! и заглядывайте в телеграм - t.me/battlez

Первая половина XVI в.
Первая половина XVI в.

В конце хотелось бы отметить различие между травлением и гравировкой. Второй способ предполагает создание узора с помощью острого (чаще металлического) предмета. При травлении же поверхность подвергается химической обработке. Для этого пластину помещают в кислоту. На зоны, которые необходимо защитить, наносят маску из воска.