Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Нужные люди» - унылое добро и скучное зло

Время от времени по телеканалу «Ностальгия» показывают фильм 1986 года - это рядовая кинокомедия с безликим, но увесистым названием «Нужные люди» (1986). Стилистика - нечто среднее между «Самой обаятельной...», «Блондинкой за углом», и «Прохиндиадой...», вещами гораздо более сильными и запоминающимися. Зато! Там есть песня «А у меня всё схвачено, за всё заплачено...». Этот фильм - типичный пример того, что в середине 1980-х пропаганда забуксовала до такой степени, что ей только и оставалось уйти с миром, дабы уступить своё место... рекламе, ну или там, ещё какой наглядной капиталистической агитации. Итак, сюжет. Девушка Оля - тренер по плаванию. У неё есть нелюбимый, но солидный жених Игорёк - директор ресторана. Круг - соответствующий: нужные люди. Причём, среди этой категории граждан оказываются и начальники спортивных учреждений. Нужным людям противостоят... нет, не бесполезные, а - хорошие. Заметим, что эпитет «нужные» не схвачен ироническими кавычками, что наталкивает на опреде

Время от времени по телеканалу «Ностальгия» показывают фильм 1986 года - это рядовая кинокомедия с безликим, но увесистым названием «Нужные люди» (1986). Стилистика - нечто среднее между «Самой обаятельной...», «Блондинкой за углом», и «Прохиндиадой...», вещами гораздо более сильными и запоминающимися. Зато! Там есть песня «А у меня всё схвачено, за всё заплачено...». Этот фильм - типичный пример того, что в середине 1980-х пропаганда забуксовала до такой степени, что ей только и оставалось уйти с миром, дабы уступить своё место... рекламе, ну или там, ещё какой наглядной капиталистической агитации.

Кадр из фильма «Нужные люди». Скриншот экрана.
Кадр из фильма «Нужные люди». Скриншот экрана.

Итак, сюжет. Девушка Оля - тренер по плаванию. У неё есть нелюбимый, но солидный жених Игорёк - директор ресторана. Круг - соответствующий: нужные люди. Причём, среди этой категории граждан оказываются и начальники спортивных учреждений. Нужным людям противостоят... нет, не бесполезные, а - хорошие. Заметим, что эпитет «нужные» не схвачен ироническими кавычками, что наталкивает на определённые мысли. Хорошие люди - строители, гегемоны, работяги.

Но это не те пасынки цивилизации, которые спьяну ломают забор и засыпают мордой на газетке рядом с воблой и беломоро-«бычками», а настоящие строители Светлого Будущего. Они честно трудятся, ненавидят пройдох, а вечерами танцуют вальсы да кадрили в своём рабочем клубе. Замечу, что в кадре 1986 год. Типажу работяги, танцующему вальс, уже никто особенно и не верит, он откровенно чужой на этом празднике диско-жизни. Вернее так, он неактуален, ибо все - западники/циники, особенно создатели кино. Поэтому получается гнусно и ненатурально.

Кадр из фильма «Нужные люди». Скриншот экрана.
Кадр из фильма «Нужные люди». Скриншот экрана.

Так вот, жениху-«ресторатору», как водится, противостоит ясноглазый штукатур Алёша, который живёт-не-по-лжи и вообще - весь из себя правильный. А ещё, в отличие от своих исторических прототипов времён Оттепели (см. роли Н. Рыбникова), хороший гегемон не блещет никакими достоинствами, никакой мужской харизмой (внешность, правда, у него симпатичная). Ну, так вот, перед нами - типовая разновидность «милого и смешного» растяпы-разляпы, который «всё делает невпопад». Такой милый и добрый невпопадыш, портящий вещи и отношения.

Я ещё приняла бы на этом месте поэта или шахматиста, но штукатур...! Это просто выше моего скудного интеллекта, видимо... Незлобивый, чистый и светлый Алёша, совершающий постоянно такие же чарующие, как он сам, нелепости, разумеется, влюблён в красивую Олю. Гегемон порывист, романтичен и честен, как сама Правда, а его будущая жена никогда не будет унижена ролью домохозяйки (потому что в союзе с такими хорошими мужчинами, женщины всегда много работают, а потом пашут по дому и крутятся с детьми). А он будет самым светлым образом невпопадничать и далее. Удобно.

Кадр из фильма «Нужные люди». Скриншот экрана.
Кадр из фильма «Нужные люди». Скриншот экрана.

Нравится? Мне вот нет. Но разумеется, всё для героев заканчивается хорошо - они вместе, а нужные люди разоблачены! Что характерно, в этом фильме нет положительных героев, то есть тех, кто мог бы служить примером. Так называемые «хорошие» выглядят раздражающими идиотами и никто из зрителей не захотел бы с ними иметь никакого дела. Особенно молодёжь. Отрицательные персонажи - карикатурно-противны, лишены так называемого «обаяния зла» и тоже отталкивают. Унылое, но при этом - пафосно-разухабистое Добро против такого же неинтересного и серого Зла.

Людям как бы предлагается выбрать между утомляющим идиотом и мелкотравчатым подонком. Не между «сталинским соколом» и Остапом Бендером, не между стилягой Эдиком и Колькой Рыбниковым, а вот так - между одним merd-ом и другим merd-ом. И люди, кряхтя и отплёвываясь, в конечном итоге, начинают выбирать деляг, у которых, хотя бы, кроссовками разжиться можно... Разоблачение «нужных людей» в эпоху Застоя и Перестройки занимало важную часть в работе Агитпропа. Но получалось обратное - люди всё меньше любили весёленькие ситчики Ивановского комбината и всё больше лобызали фирменные лейблы (всё равно уже - какие).

Зина Корзина (с)