Найти в Дзене
mikhail.krivyy.com

На Кольцевой автомобильной дороге Санкт-Петербурга поменяли указатели

Оглавление

За последнее десятилетие в России появились дороги совершенно нового уровня. Ввод в эксплуатацию «новгородского» участка автомагистрали М11 показал, что в строительстве автомагистралей мы окончательно отошли от советских подходов и начали перенимать европейский опыт.

1. Знаки на новом «новгородском» участке платной автомагистрали М11.
1. Знаки на новом «новгородском» участке платной автомагистрали М11.

Но в одном аспекте мы безнадежно застряли в прошлом — подходе к проектированию и установке дорожных знаков указания направлений. У нас до сих пор нет отдельных правил и стандартов для знаков устанавливаемых на автомагистралях. Там мы всё ещё используем тот же подход, что и на шоссейных и грунтовых дорогах.

Установка знаков, в том числе и указателей направлений, регламентируется ГОСТ Р 52290-2004. Я убежден, что этот стандарт устарел, и в очередной раз требует внесения правок. Но даже не меняя стандартов уже сейчас можно сделать знаки проще и понятнее.

Чем же автомагистраль принципиально отличается от других дорог и почему на автомагистралях нужен совершенно другой подход к установке знаков?

Основная причина в том, что на автомагистрали осуществляется движение по полосам, перестроения осуществляются заранее, а съезды на развязки достаточно удалены друг от друга. Чтобы проехать в нужном направлении вам нужно вовремя занять нужную полосу. Планировку развязки и схему движения знать совершенно не обязательно.

Мысль не новая, я об этом писал ещё в 2012 году. И вот совсем недавно дело сдвинулось с мёртвой точки. На Кольцевой автомобильной дороге Санкт-Петербурга убрали нелепые и ненужные схемы развязок и оставили только знаки движения по полосам. Не знаю, связано ли это с Чемпионатом мира по футболу, не знаю когда поменялись знаки и в каком количестве. Я давно там не ездил, и сейчас проехал короткий участок от Московского до Пулковского шоссе. По нему и сужу.

Новые знаки тоже можно обсуждать, они не идеальны и даже проблемны. Но поменялось главное — концепция!

-2

2. КАД Санкт-Петербурга. Знак на съезде на М10 «Россия». Посмотрите насколько проще и понятнее стали знаки. Вот так было раньше.

Тем не менее, здесь есть, над чем ещё работать. Главное — знаков три, а полос четыре. Не совсем понятно какой знак к какой полосе относится. Количество знаков должно соответствовать количеству полос, или размер знаков должен быть пропорционален размерам полос, а содержимое знака должно чётко давать понять, к какой полосе какой знак относится.

3. Пример подобного знака на автомагистрали А10 во Франции. Я не так просто в качестве примера привожу Францию, но об этом чуть ниже.
3. Пример подобного знака на автомагистрали А10 во Франции. Я не так просто в качестве примера привожу Францию, но об этом чуть ниже.

Что мы видим на знаке во Франции: сверху есть номер дороги (A10), есть глобальное направление (Paris, Le Mans), есть следующий съезд (Tours — Nord), есть важный объект (аэропорт), есть три стрелки, дающие понять, что знак относится ко всем полосам, и есть дополнительная секция над резервной полосой (так на автомагистралях называют обочины). Расположение дополнительной секции даёт водителю понять, что она относится к начинающейся за ним полосе перед съездом. На дополнительной секции есть номер съезда (21), название съезда (Tours centre) и указатели на населенные пункты или районы города.

Но давайте вернемся к нашему знаку, и разберём его «на косточки».

  • Появились номера дорог и номера европейских маршрутов. Это очень хорошо. Номера дорог М10 и Р21 выделены красным цветом. Цвет регламентируется ГОСТом, и красный цвет, это что-то новое. Номера европейских маршрутов традиционно выделяют зелёным. Тоже не уверен, что такое выделение соответствует ГОСТу, и точно знаю, что зелёные таблички «E105» на М10 «Россия» некоторые водители воспринимают, как знак того, что можно ехать 110 км/ч.
  • Названия дорог писать нужно, но они не должны заменять названия населенных пунктов. У М10 «Россия» снизу подписана Москва, а вот с Р21остаются вопросы. Не все знают, что это Мурманск и Петрозаводск.
  • «Софийская улица» может быть использована на знаках, как указатель на следующий съезд, но не может быть использована как указатель направления. В таком случае лучше использовать стороны света — север, юг, запад и восток. У нас есть отличный пример из Москвы: «МКАД — Север».
  • Не очень понятно, что делать, если нужно выехать на Витебский проспект. Судя по стрелке нужно перестраиваться, но не уедем ли мы тогда в Москву?
4. Мне кажется, что знак на КАД должен выглядеть так. Тут тоже есть над чем ещё поработать, но принцип должен быть понятен.
4. Мне кажется, что знак на КАД должен выглядеть так. Тут тоже есть над чем ещё поработать, но принцип должен быть понятен.
5. КАД Санкт-Петребурга, съезд на Пулковское шоссе. Здесь не хватает указателя на Псков, и номера дорог почему-то подписаны только по направлению в центр. Мне кажется, логичнее было подписать наоборот, по направлению на Псков и Лугу. В сторону центра номера дорог уже неактуальны.
5. КАД Санкт-Петребурга, съезд на Пулковское шоссе. Здесь не хватает указателя на Псков, и номера дорог почему-то подписаны только по направлению в центр. Мне кажется, логичнее было подписать наоборот, по направлению на Псков и Лугу. В сторону центра номера дорог уже неактуальны.
6. КАД Санкт-Петербурга. Претензии всё те же.
6. КАД Санкт-Петербурга. Претензии всё те же.

Тем не менее, я убеждён, что новые знаки на КАД Санкт-Петербурга, это уже большой шаг вперёд. Пройдет ещё шесть лет и мы будем ориентироваться по номерам съездов. Кстати, на МКАД они уже есть, и навигатор отлично ведёт по ним.

Пример из Франции взят только потому, что дальше мне бы хотелось немного рассказать о знаках на недавно открытом в Новгородской области участке автомагистрали М11.

Концессионером на французской А10 является Vinci Autoroutes. В России Vinci является владельцем 50% Северо-западной концессионной компании (СЗКК), которая является концессионером на участке 15-58 М11. Также подразделения Vinci участвовали в проектировании М11 и установке системы сбора платы.

7. ПВП 534 «Мясной Бор» слева и ПВП на А10 в районе Тура во Франции справа. Те же автоматы, те же антенны для транспондеров, те же рамки для определения габаритов.
7. ПВП 534 «Мясной Бор» слева и ПВП на А10 в районе Тура во Франции справа. Те же автоматы, те же антенны для транспондеров, те же рамки для определения габаритов.

Чего уж там, с первыми пробками из-за проблем на ПВП М11 тоже боролись французские специалисты. В болотах Мясного Бора не каждый день услышишь «Bon voyage».

8. Слева развязка на А89 во Франции, справа «Угловская» развязка на М11 в Новгородской области. Схемы идентичны.
8. Слева развязка на А89 во Франции, справа «Угловская» развязка на М11 в Новгородской области. Схемы идентичны.
9. А вот со знаками что-то не задалось. Видимо наш национальный стандарт оказался сильнее. На М11 по прежнему устанавливают знаки 6.9.1 с предварительными указателями направлений. Причем на том же расстоянии, что и на обычных шоссейных дорога.
9. А вот со знаками что-то не задалось. Видимо наш национальный стандарт оказался сильнее. На М11 по прежнему устанавливают знаки 6.9.1 с предварительными указателями направлений. Причем на том же расстоянии, что и на обычных шоссейных дорога.
10. Непосредственно перед съездом установлен основной указатель направления. Опять же знаки не сопоставляются с полосами.
10. Непосредственно перед съездом установлен основной указатель направления. Опять же знаки не сопоставляются с полосами.

На «новгородском» участке М11 с содержимым знаков всё намного лучше. Единственный серьезный недочет, это указатель на Окуловку вместо указателя на Угловку на 402 км. Также, как мне кажется, имеет смысл на все знаки помимо Москвы и Санкт-Петербурга добавлять Тверь или Великий Новгород и один из населенных пунктов следующего съезда.

11. Моя версия предыдущего знака. Помимо Санкт-Петербурга и Великого Новгорода тут имело смысл добавить ближайший важный населенный пункт у следующего съезда, но он тоже Великий Новгород. В обратную сторону в этом месте имело бы смысл добавить на знак Москву, Тверь и Окуловку.
11. Моя версия предыдущего знака. Помимо Санкт-Петербурга и Великого Новгорода тут имело смысл добавить ближайший важный населенный пункт у следующего съезда, но он тоже Великий Новгород. В обратную сторону в этом месте имело бы смысл добавить на знак Москву, Тверь и Окуловку.

В сухом остатке:

  • Заменяем предварительные указатели направления на указатели по полосам.
  • Добавляем знаки за 3 км до развязки. Это особенно актуально на М11, где между развязками большие расстояния.
  • При регулярном дублировании убираем повторяющиеся указатели по основному ходу. Не надо постоянно повторять «прямо Москва», достаточно оставить только указатель на съезд.

Ну и в качестве заключения. Когда я готовил материал по туристическим знакам но М10 «Россия», я решил немного разобраться с программным обеспечением используемым при проектировании и изготовлении знаков. И всё встало на своим места — почти все знаки в стране сделаны простым копипастом и с использованием стандартных шаблонов. Никто просто не запаривается.

→ Читать комментарии

Спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал, впереди много интересного!

Ссылки по теме