Люди, выросшие в Советском Союзе должны помнить поршневой двухмоторный Ил-14, а вот о новом лайнере для региональных линий Ил-114 известно очень немного. Дело в том, что после распада СССР в России образовалось промышленное лобби, действующее в интересах западных партнёров и всячески проталкивающее на российский рынок самолёты европейских и американских производителей, нимало не заботясь о возрождении отечественного самолётостроения.
Особо отличался в лоббировании закупок иностранной авиатехники зять Бориса Ельцина замминистра транспорта России Валерий Окулов, бывший в то время главой «Аэрофлота». При министре транспорта Игоре Левитине произошёл ряд катастроф, давший возможность чиновникам надавить на тогдашнего президента Дмитрия Медведева подписать контракт на закупку американских Боингов и европейских Аэробусов.
Лайнер с турбовинтовыми двигателями российской разработки был забыт и стараниями Юрия Слюсаря (зам.министра промышленности и торговли России), заявившего о невостребованности этой машины, хотя анализ возрастающих авиаперевозок говорил обратное и оставшиеся 300 исправных самолётов регионального назначения вырабатывали свой срок и требовали немедленной замены.
Неизвестно, что произошло с этим чиновником, но став главой ОАК, он впоследствии, как флюгер повернулся по ветру и стал яростным защитником возобновления производства лайнера Ил-114. Как бы то ни было, наиболее привлекательным вариантом нового регионального пассажирского самолёта стала именно машина «Ильюшина».
Как выяснилось, к Ил-114 проявили интерес в военном ведомстве и гражданских авиакомпаниях, сразу же начали искать на каких заводских мощностях продолжать строительство машины в результате весы склонились в пользу нижегородского предприятия «Сокол», являющегося филиалом АО РСК «МиГ».
В новой модификации Ил-114-300 будет выпускаться с 2019 года, у него станет иное крыло с большим поперечным V, соответственно повысится поперечная устойчивость. В посадочном режиме закрылки будут отклоняться на больший угол, что повлияет на скорость посадки, которая значительно уменьшится.
Известно, что в 1993 году произошло крушение опытного образца Ил-114 из-за отказа двигателя, но на модификации 114-300 будут установлены другие более мощные моторы ТВ7-117СТ. С новой силовой установкой длина разбега самолёта уменьшится до 1300 метров, вместо прежних 1900 м. Такой мотор станет более экологичнее и экономичнее, удельный расход топлива не будет превышать 19 г/пкм.
Кабина пилотов Ил-114-300 претерпит значительные изменения, вместе с заменой кабелей будет установлен новый современный пилотажно-навигационный комплекс, информация лётчикам будет поступать на пять цветных мониторов с ЖК-экранами. Интерьер пассажирского салона получит новый дизайн с сохранением прежнего комфорта, позволяющего разговаривать пассажирам, не утруждая голосовые связки, поскольку Ил-114 малошумен как внутри, так и снаружи.
Решено отказаться от третьего аварийного выхода, вместо него установить ещё ряд кресел, ведь произведённые замеры при экстренной эвакуации показали, что необходимости в нём нет. Ил-114-300 неприхотливый и удобный в обслуживании самолёт. Он по своим лётным характеристикам может производить взлёт и посадку на грунтовые полосы, оборудован встроенным трапом для высадки и посадки пассажиров.
Ил-114-300 при максимальном взлётном весе 23.5 тонны способен поддерживать крейсерскую скорость 500 км/час и перевозить 60 пассажиров на дальность до 4800 км. В вариантах для Арктики и Антарктиды устанавливается дополнительный топливный бак и дальность увеличивается до 5600 км.
Принята система, обеспечивающая его эксплуатацию без капитальных ремонтов, получившая название «кругом 30», (срок эксплуатации 30 лет, 30 тысяч лётных часов или такое же количество полётов). Новую машину на лыжном шасси ждут с нетерпением в Арктике, а в Антарктиде она с успехом заменит канадские самолёты, которые Россия вынуждена была использовать в последнее время. И наконец, агрегаты, узлы и запасные части на Ил-114-300 производятся на отечественных предприятиях, таким образом, самолёт будет полностью российским.