Читая книгу, мне пришла мысль сделать краткую выжимку из нее, для того чтобы можно было по-быстрому заглянуть и свериться какому архетипу подчинены мои или действия/сценарии поведения кого-либо. И конечно же со студенческих времен мною усвоено «Записал на бумаге — лучше запомнил тему».
Помню, как бабушка читала мне 12 подвигов Геракла и мне это так нравилось! В ней также встречались олимпийские боги, они упоминлись в ходе повествования о похождениях героя, в ходе работы так или иначе в общих чертах обращаешься к мифологии. Заглянув в книгу, я удивился когда увидел, как жестоко расправляется с противниками полубог могучий сын Зевса Геракл. И это читали детям?!) Тогда понятно почему на меня это произвело впечатление.
...Однажды злобная Гера наслала на Геракла ужасную болезнь. Лишился разума великий герой, безумие овладело им. В припадке неистовства Геракл убил всех своих детей и детей своего брата Ификла. Когда же припадок прошел, глубокая скорбь овладела Гераклом. Очистившись от скверны совершенного им невольного убийства, Геракл покинул Фивы и отправился в священные Дельфы вопросить бога Аполлона, что ему делать. Аполлон повелел Гераклу отправиться на родину его предков в Тиринф и двенадцать лет служить Эврисфею. Устами пифии сын Латоны предсказал Гераклу, что он получит бессмертие, если исполнит по повелению Эврисфея двенадцать великих подвигов. Геракл поселился в Тиринфе и стал слугой слабого, трусливого Эврисфея...
Так уж сложилось, что с детства греческие боги для меня такие родные и знакомые, но после прочтения книги, нужно сказать, не очень-то глубоко понятные были они. В книге описано их происхождение, отношения с другими богами, смертными, а также объяснены причины их поступков. Книга, в свою очередь — это выжимка Иллиады, Одиссеи Гомера и Метаморфоз Овидия, которая переплетена с психологией и теорией архетипов Юнга. Каждая глава дополняет предыдущую. К примеру, начиная читать о Гефесте, мы уже знаем и про «приключения» его жены, Афродиты с Аресом и про его хитроумное приспособление, благодаря которому он Афродиту в жены и получил.
Автор книги описала историю появления и характер олимпийских богов из первого (богов-отцов) и второго поколения (богов-сыновей)— именно они (их архетипы) в данный момент времени главенствуют в нашем мире. Предыдущая эпоха Кроноса закончилась благодаря тому, что младенец Зевс выжил и извлек из своего отца проглоченных им братьев — Посейдона и Гадеса. После победы над старой властью братья, вытягивая жребий, разделили власть. Зевс стал главным божеством, и ему досталось небо и поверхность земли. Посейдон получил морские глубины, а Гадес подземное царство — Аид. Все это находит свое отражение в самых основах нашего существа.
В психике каждого человека потенциально присутствует каждый из архетипов человечества — дар богов, позволяющий жить, творить и встраиваться в общество. Это можно сравнить с протоптанными дорожками, которые исхожены вдоль и поперек предыдущими поколениями. К чему-то молодой человек может быть предрасположен, а какие-то архетипы активизируются или отправляются в тень в процессе жизни и воспитания. В среднем возрасте сценарии поведения также подвергаются переосмыслению и изменению, что требует немалых усилий и мотивации. Важный принцип, упомянутый в книге — «Делание активизирует богов, неделание угнетает их». Это говорит нам о том, что все может изменить, достаточно сделать первый шаг. Но прежде нам нужно осознать.
Итак, нет смысла описывать их историю здесь — это получится не выжимка, а копирайт книги, хотя она имеет немалый смысл, разумеется.
Три основных отцовских архетипа
Описание бога: самый могущественный среди богов. Наделён абсолютной властью, но не над судьбой — над ним также нависает проклятье, заключающееся в том, что один из его потомков свергнет его. Навязывает свою волю другим. Карает за непослушание и делает все это на расстоянии, используя свои молнии. Справедливый судья, прекрасный стратег, создающий союзы, никогда не теряющий самообладания и рассудка. В послужном списке множество сексуальных похождений (Только «официально зарегистрировано» 7, всего 23 романа), заканчивающихся рождением потомства, о котором он заботился и к которому, порой, проявлял чувства, но чаще он отстранен на вершине Олимпа. Соблазняя может менять облик. Его символ — орел, парит над землей, видит все и в любой момент готов рвануться и схватить добычу.
Мужчина Зевс: Авторитарный стиль управления как дома, так и на работе. Естественным образом занимает лидерскую позицию. Брак для Зевса — не любовь, а способ укрепить свою власть, расширить владения, построить альянс с другой семьей. Как отец — холоден и отстранен. Неверность это тоже ему не чужда. Он преследует женщину с целеустремленностью, свойственной его натуре, являясь типичным альфа-самцом. Из-за отсутствия связи с чувственностью весьма посредственный любовник, но сам по себе привлекателен для женин из-за образа успешного и сильного человека. С ними он тоже стратег и его не интересуют разговоры о чувствах - они слишком глубоко спрятаны. В семье требует абсолютного подчинения. В своих детях поддерживает и одобряет качества рациональные, ценящиеся в нашем патриархальном мире (интеллект, дисциплина, послушание, уважение и признание своей власти), старается обеспечить материально и дать хорошее образование — «билет в жизнь». Умеет сотрудничать и ждать своего часа, оценивает людей с которыми работает. Пользуется партнерами и сотрудниками в своих интересах. Кризис среднего возраста бьет по нему пониманием, что не все он держит в своей власти, он стареет и эмоциональных связей он также не наладил с близкими людьми.
Тёмная сторона архетипа: Чрезмерная эмоциональная отстраненность, нет контакта с собственными чувствами. «Видит лес, но не деревья». Власть развращает. Страх быть свергнутым, возможна паранойя. Раздутое самомнение.
Однажды кто-то выдвинул предложение, чтобы ядерная кнопка была вживлена в сердце человека - и президенту, чтобы нажать ее, необходимо было бы лично убить этого человека тупым ножом. Тот, кто это предложил, осознавал, что мужчина-Зевс "не видит деревьев за лесом" и нужно заставить его воочию увидеть страдания и смерть, которые причинит людям его приказ.
Пути развития: Самосозерцание, налаживание контакта с чувствами, умение выражать их по отношению к близким людям. К развитию может подтолкнуть только кризис или другие серьезные причины для проста, например, вероятность потери семьи или унижение. Раскрывающий его уязвимость и смертность сердечный приступ и внезапная любовь. Психотерапия также может помочь наладить контакт с чувствами.
Описание бога: брат Зевса и Гадеса, в чьи владения по итогам жеребьевки были вверены морские глубины. Его изображают бородатым мужчиной с трезубцем в руке. Он управляет водной стихией, может как вызвать, так и успокоить самый страшный шторм. Также ему приписывают возможность сотрясать землю. У Посейдона бурный темперамент, он раздражителен, жесток и мстителен. Проигрывал сражения и споры с другими богами, например с Афиной и Герой. Постоянно восставал против Зевса, плетя заговоры, так как был недоволен своей долей владений. Был мужем Амфитриты, взяв ее силой. Он был таким же развратным, как и брат, а Амфитрита жестко мстила соперницам. Среди детей Посейдона множество морских чудищ, наследовавших отцовскую жестокость, которые могли рассчитывать на помощь отца, который следовал принципу «око за око».
Каждый, кого когда-либо внезапно захлестывали волны сильных чувств, поднимающиеся из глубин, каждый, чье тело когда-либо сотрясалось от гнева и жажды отмщения, - знает о Посейдоне не понаслышке.
Мужчина Посейдон: врожденная эмоциональность мужчины-Посейдона не приветствуется в современном мире. Чаще всего ему приходится подавлять чувства и инстинкты, а отправленные в подполье, они могут представлять угрозу для человека и его окружения. Такой мужчина также стремиться быть царем, но ему не хватает хладнокровия и беспристрастности, а его попытки построить бизнес похожи на безуспешные соревнования с Афиной. Он не тот, кто умеет проигрывать красиво. Зато благодаря контакту с чувствами он сможет раскрыть свои таланты на сцене и в мире природы, где время измеряется естественными циклами, которые он так хорошо ощущает. Бурная эмоциональность и патриархальный склад обуславливают доминирование над женщинами. Он пренебрегает их чувствами и склонен нарушать границы, что в крайнем проявлении может приводить к изнасилованию. Психологически он отстранен от партнерши, поскольку в большей степени одержим своими собственными чувствами и порывами. Кризис середины жизни проявляется или в понимании того, что мужчина играл в чужую игру и в высвобождении своих чувств, или наоборот, в понимании того, что давно пора научиться контролировать свои чувства.
Тёмная сторона архетипа: неумение сдерживать эмоции, импульсы, инстинкты. Эмоциональная нестабильность. Одержимость мстительностью. Заниженная самооценка, развившаяся на фоне не соответствия образу мужественности.
Как негативный эмоциональный комплекс, Посейдонова мстительность может стать всеобъемлющей и разрушительной и для того, кто ею одержим, и для тех, на кого она направлена. Человек, одержимый жаждой мщения, подкладывает бомбы, пытается сокрушить кого-то экономически, прилагает усилия, чтобы подмочить чью-то репутацию, -- или предается навязчивым фантазиям о том, как он это делает. Но внутренняя ситуация та же: он целиком оказался во власти мощного негативного аспекта Посейдона.
Пути развития: Выражение эмоций через творчество. Необходимость развить в себе умение давать объективную оценку событий, развивать отстраненного «Я»-наблюдателя, умение думать о долгосрочных последствиях. Отказаться от потребности доминировать, принять чувства другого.
Описание бога: бог подземного царства, третий брат из потомства Кроноса. Угрюм, непреклонен и бескомпромиссно справедлив. Гадес — бог упадка, депрессии и вынужденной интроспекции (в подземельях бродят тени умерших людей). Он властвует в своем темном мире и мало кто отважился спуститься в Аид, но смельчаки обычно возвращаются не с пустыми руками. Одним из атрибутов Гадеса является дающий невидимость шлем, подаренный ему циклопами, а в качестве бога богатства его изображают с рогом изобилия. У Гадеса, согласно мифологии, не было детей. Он поднимается на поверхность лишь дважды. Жена Гадеса, Персефона, с молчаливого согласия отца-Зевса похищена и унесена в подземный мир, но в результате договоренности она раз в год на время может подниматься на поверхность и воссоединяться с ее матерью, Деметрой — тогда на Земле все цветет и наступает лето. Царство Гадеса — это мир личного и коллективного бессознательного, в нем находится все, что является слишком постыдным, неприемлемым, одним словом — самое болезненное, но также и неосуществленные желания, не оформившиеся возможности. Люди прикладывают огромные усилия, чтобы после смерти не попасть сюда.
Мужчина Гадес: изначально живет богатой внутренней жизнью, это мужчина-интроверт. Он реагирует на события внешней жизни весьма субъективно, из-за чего другим он кажется странным. Вопрос сознательного построения своего имиджа, как и вопрос адаптации в социуме для этого человека является проблемой. Мужчина не идет в ногу со временем и не интересуется современными «веяниями моды». Множеству друзей он предпочитает одиночество. Ему настойчиво рекомендуется развивать в себе другие архетипы, для того чтобы не остаться на обочине жизни. В молодом возрасте преимуществом отстраненности такого мужчины является невозможность воздействовать на него таким средством, как бойкот.
Гадес - это архетип, управляющий глубинами внутренней жизни. Он не находит яркого выражения ни в эмоциях, ни в словах. Человек, в котором силен этот архетип, невидим в социуме. Окружающие не замечают таящихся под землей богатств и нередко чувствуют себя неловко в присутствии этого человека.
Этот мужчина также находясь под властью архетипа царя нуждается в собственном царстве и территории, которыми и становится его семья. Он не мастер общаться и знакомиться с женщинами. Но он может находиться под глубочайшим впечатлением от единственной едва знакомой женщины. Кроме того, Гадес способен на глубочайшее "партнерство душ" с женщиной, - когда двое щедро делятся друг с другом богатствами внутреннего мира. В таком случае этих людей, как правило, сводит судьба, - ибо слишком ничтожны шансы, что они станут активно искать друг друга. Потерпев неудачу в общении, он может вести жизнь отшельника, практически не контактируя с женщинами. Сексуальность Гадеса имеет широкий спектр проявления — от монашеского воздержания, до получения от секса богатого внутреннего экстатического переживания. Жена такого мужчины, обычно, берет на себя обязанности налаживать контакты с внешним миром. Поскольку Гадес, в силу своей закрытости, не является самодостаточным, он может взять в жены девушку много моложе себя, для того чтобы «воспитать» ее. Если у такой пары рождаются дети, и ребенок имеет такой же темперамент, то он получает удовольствие от времяпрепровождения с отцом, более экстравертный ребенок может найти в отце хорошего слушателя и зрителя. К наступлению среднего возраста в лучшем случае Гадес занимает хорошую должность на работе связанной с интеллектом или изобразительным искусством. В старости, благодаря тесному контакту с внутренним миром, Гадес не боится приближающейся смерти.
Тёмная сторона архетипа: Интровертный и чрезмерно субъективный взгляд на мир (искажение реальности). Проблема отсутствия имиджа. Предрасположенность к одиночеству. Комплекс неполноценности из-за того, что другие считают его ненормальным. Эмоциональная бедность.
Пути развития: Развитие других архетипов, поиск своего имиджа в обществе. Найти способ выносить богатства своего внутреннего мира наружу и адаптировать их для внешнего мира. Найти свою Персефону, которая поможет наладить контакт с миром и комплиментарно дополнит мужчину. Особое внимание уделить активизации архетипа Гермеса.