Мать Нины Соломатиной в фильме «Карнавал» (1981 г., реж. Т. Лиознова) говорит своей дочери, мечтающей выступать на сцене: «Какая из тебя артистка. Ты погляди, что ты с лица… Артистки они какие: красивые, тонкие. Ты ж у меня 48-й размер носишь. А голос как у трубы иерихонской. Я ведь видала по телевизору… ручки у них тонкие, ножки высокие... а ты… Крупная ты, в экран не поместишься». Бедной Нине только и остается в ответ на эти слова возносить руки к небу и вопрошать: «Господи! Ну отчего одним все, как этим артисткам: и любовь, и деньги, и внешность, а другим…»
Давайте попробуем разобраться, действительно ли красота является главным фактором в построении кинокарьеры.
Известно, что для того, чтобы стать актером нужно иметь определенные физические характеристики. Крайне желательно обладать красотой лица и иметь стройное телосложение, не быть ни коротышкой и ни «шваброй»… Особо очевидно это правило проявляется в семьях, в которых один из детей стал успешным и богатым актером, а другой при всех своих попытках остался не у дел. Стоит взглянуть на совместные фотографии таких братьев и сестер и сразу становится ясно, что решающим фактором в построении карьеры стала именно красота.
С другой стороны, есть множество примеров, разрушающих это правило. Суперзвездами становятся не только красавцы, но и люди, которые явно не соответствуют общепризнанным эталонам красоты. Ярким примером такого актера является Денни Де Вито – лысый толстый коротышка, имеющий статус суперзвезды. Однако, справедливости ради, нужно отметить, что это актер комического жанра. Также как и многие другие актеры с нестандартной внешностью, он прославился благодаря тому, что позволял зрителям вдоволь посмеяться над собой.
Аналогичную карьеру выстроили такие актрисы как Мелисса Маккарти и Ребел Вилсон. Эти и другие актрисы-толстухи из фильма в фильм высмеивают собственную внешность. Другая ипостась толстяков – это роли второго плана. Многие из этих ролей опять же имеют юмористический оттенок. Например, Октавия Спенсер сыграла множество ролей второго плана в драматических фильмах и во многих случаях именно ей доставалась роль добродушной, неунывающей оптимистичной тетеньки, находящей светлую сторону даже в самых трагичных ситуациях.
Даже люди с патологически излишним весом находят работу в кинематографе. Самым ярким примером является Габури Сибиде, которой посчастливилось сыграть главную роль в драме «Сокровище» (2009 г., реж. Ли Дэниелс). Успех этого фильма позволил актрисе закрепиться в кинобизнесе, однако все ее последующие роли имеют второстепенный или эпизодический и часто юмористический характер.
Такие крупные проекты как «Американская история ужасов: Фрик-шоу» и «Игра престолов» даже приглашают людей с физическими аномалиями для исполнения соответствующих их внешнему виду ролей (самая низкорослая женщина в мире Джоти Амджи исполняла роль Ма Петит в Американской истории ужасов, а Нил Финглтон, самый высокий человек в ЕС, исполнял роль Мега Могучего в Игре престолов). Это делается не столько из стремления к аутентичности, сколько к облегчению съемочного процесса, удешевлению задач компьютерной графики и к тому же используется как дополнительный информационный повод для продвижения проекта. Люди, соглашающиеся на такие роли, получают мимолетную славу, но построить кинокарьеру никому из них не получается.
Мировая киноиндустрия часто обращается к экранизации реальной жизни и стремится показать ее в натуральном виде. Но даже в этих случаях, зачастую роли достаются не актерам, которые без всякого грима и манипуляций с весом подошли бы на роль. Обычной практикой является «уродование» красивого и уже знаменитого актера (например, трансформация Шарлиз Терон для роли в фильме "Монстр" 2003 г., реж. Петти Дженкинс или Кристиана Бэйла для роли в фильме "Машинист" 2004 г., реж. Бред Андерсон). Актеры мучительно худеют и толстеют для ролей, которые вполне могли бы сыграть другие имеющие натуральную худобу или толстоту актеры. Зачастую их старания в области питания даже удостаиваются престижных кинонаград.
Ниша, которую могут занимать люди с явными физическими недостатками довольно узкая. Зачастую роль достается человеку с врожденными особенностями, только когда это необходимо и не может или сложно реализуемо силами «стандартных» актеров – речь идет о людях с ахондроплазией (карлики), с синдромом Дауна или какими-то другими яркими особенностями внешности.
Однако фильмов с такими ролями не так уж много, а фильмов, где, например, карлик исполняет главную роль – тем более единицы. Преодолеть ограничение «карликовых ролей» удалось только Питеру Динклейджу. Удачно сложившаяся карьера позволила ему, обладая статусом звезды, сняться во множестве фильмов и исполнять роли, которые не эксплуатируют тему карликовости.
В случаях, когда физические недостатки не являются доминирующими, актерам все же удается достигнуть звездного статуса, который позволяет им играть роли обычных людей. Например, Питер Фальк, весьма известный актер в 1960-90-х годах, всю жизнь играл с одним стеклянным глазом. Получив признание на театральных подмостках, он стал сниматься и в кино. На экране было заметно, что у него что-то не так с глазами, но этот физический недостаток никак не ограничивал его в исполняемых ролях. Французский актер Жамель Деббуз обладает куда более заметным физическим ограничением – одна из его рук атрофирована и не работает. Однако, успех на телевизионной сцене в качестве стэндапера позволил ему стать звездой киноэкранов. Не в одной из сыгранной им ролей его увечье никак не акцентируется, он играет обычных людей.
Другой пример – карьера актрисы Марли Метлин, которая внешне выглядит вполне кинематографично, но является глухой. Аналогично Питеру Фальку и Жамелю Деббузу, у нее сложилась удачная карьера – сначала она играла в театре роль глухой девушки, затем главную роль в экранизации этой пьесы «Дети меньшего бога» (1986 г., реж. Ренд Хэйс). Фильм получил огромное признание, что позволило актрисе продолжить кинокарьеру, однако уже не такую триумфальную. Заявить о себе вновь актриса смогла лишь в 2021 г. когда Голливуд заявил о новых инклюзивных правилах индустрии и выходу фильма "CODA: Ребенок глухих родителей".
Во всех случаях, когда человеку с явно выраженными физическими особенностями удалось стать кинозвездой и на длительный срок стать частью киноиндустрии, речь идет об исключительном везении. Каждый из них принял участие в каком-то громком, триумфальном проекте, который обеспечил им статус звезды. Даже будучи кинозвездой, диапазон исполняемых ими ролей весьма ограничен. Для того, чтобы они исполняли не второстепенную, а главную роль, нужно изначально создавать проект под конкретного актера (как в свое время делали с Дени Де Вито, который стал в 80-х годах настолько значимой фигурой кинобизнеса, что сам принимал участие в продюсировании крупных голливудских проектов).
Можно с уверенностью говорить о том, что красота и здоровье – это необходимые требования к актерам. Длительную карьеру, людям обладающим явными физическими недостатками или ограничениями, удается в единичных случаях. Единственное пристанище, которое более-менее принимает актеров с особенностями – это жанр комедии. В исключительных случаях некоторым актерам везет – они становятся известными в начале своей карьеры и благодаря звездному статусу у них остается возможность участвовать в различных кинопроектах.
В последнее время киноиндустрия явно пытается пересмотреть свои требования в отношении внешности актеров, предоставляя "некрасивым" больше возможностей. Но лишь спустя существенное время можно будет говорить о том, действительно ли изменились правила игры, или это были временные колебания.
А как вы думаете, является ли физическая привлекательность главным условием успеха в киноиндустрии?