Речь в этой статье пойдет не о сильном ученике, а о среднем и слабом. Так как сильный, мотивированный ученик даже в плохих условиях и с плохим учителем будет учиться хорошо. Так как я учитель математики и физики, то и обзор буду производить с уклоном в эти предметы.
Сокращения:
*ГДЗ - готовые домашние задания.
*ДЗ - домашнее задание.
Задача:
Дано: обилие всевозможных ГДЗ, их доступность и наличие ресурсов наподобие "Знания.com" сводят исполнение домашних заданий к банальному списыванию, при этом уровень усвоения этого материала крайне низкий. Бывает спросишь у ученика, что это за буква в ДЗ, а он не понимает (самый простой пример, не говоря о том, чтобы вызвать его к доске с просьбой повторить решение, это уже будет невыполнимой миссией).
Решить: проблему списывания ДЗ с интернет ресурсов, где эти задания уже решены.
Решение: придумать эти задания самостоятельно. Или сделать так, чтобы ученики не знали откуда эти задания взяты, чтобы они не могли найти ГДЗ к учебнику в котором эти задания есть.
Исполнение:
Шаг первый: вот, например я набрал задание в word.
Дальше стоит вопрос как этим заданием поделиться с учениками.
Шаг второй: преобразовать word-вский документ в картинку. Самый простой способ: сделать скриншот экрана с заданием и выполнить обрезку лишних краев.
Теперь если прикрепить эту картинку в домашнем задании, например в "Школьном портале", то ученики увидят это задание, НО! Есть проблема. Если вы заметили ошибку в задании, или захотели его переделать, то придется эту картинку еще раз загружать в "Школьный портал", если у вас 4 параллели, то придется это делать 4 раза, что долго и не удобно. Значит нужно сделать, так чтобы изменении в задании сразу отображались у учеников.
Шаг третий: использовать облачный сервис для хранения всех этих заданий. Например: яндекс-диск, Мэйл-облако, OneDrive, GoogleDrive и тому подобные. Во-первый это хороший способ обезопасить свои работы в случае, если с вашим компьютером что-то случится. И, во-вторых в них есть функция поделиться файлами через ссылки. Если мы меняем содержимое файла, ссылка не меняется, тогда все изменения будут доступны по прежней ссылке.
После того как была получены ссылка, то её уже можно добавить в ДЗ в "Школьном портале". Пример ссылки: yadi.sk/i/o1Vz9NSazmcGOw
Вот как оно выглядит в "Школьном портале".
Я вдобавок нумерую каждое задание, приписываю класс, предмет и тему. Также прописываю инструкцию, что надо сделать.
Плюсы:
- Такие задания не списать (вероятность 99%).
- Следовательно, заставляют детей думать самостоятельно (ну почти самостоятельно).
- Появляется интерес проверять эти ДЗ у учеников.
- Появляется база ДЗ которую можно использовать много лет.
Минусы:
- Уходит много времени на составление ДЗ (10-50 минут, в зависимости от вдохновения и сложности тем).
- Проблема с постоянным доступом к "Школьному порталу" начиная от: "у меня не было интернета" и заканчивая "Школьный портал не работал/глючил". Эта одна из причин почему я за ДЗ не ставлю двойки если оно не сделано (точнее ставлю, но она отображается серым цветом, то есть не влияет на четвертную оценку, это нужно, чтоб родители знали, что у ученика не сделано ДЗ и всё).
Нерешенные проблемы:
- Один умный ученик решает, фоткает решение и рассылает другим через мессенджеры/соцсети. Увы эту проблему можно решить только сделав индивидуальные задания каждому ученику, но я еще до этого не дошел. Но даже если так сделать, все равно есть возможность попросить кого-то решить ДЗ (умного ученика, бабушку, дедушку и т.д.). Это одна из причин почему я не ставлю хорошие оценки за выполненное ДЗ. Выполнил - хорошо, не выполнил - ну, что бывает.
- Использование специальных программ для решения уравнений, неравенств и других подобных заданий (например Photomath). Нашел решение частичное: использовать греческие буквы вместо "икс, игрэк", например:
Как видит Photomath второй номер:
Увы даже это обходится путём ручного набора уравнения. Но это затраты времени, сил и не все ученики умеют это делать.
Проверка ДЗ:
В начале урока я высвечиваю ответы на экране, чтоб ученики могли сверить своё решение с моими ответами, а те кто не сделали могли увидеть как надо было сделать и переписать решение в тетрадь. Потом я прохожу проверяю наличие ДЗ в тетради. "Серая двойка" если его вообще нет. "Серая тройка" если ученик переписал решение ДЗ прямо на уроке, это всегда заметно. Напоминаю, что серые оценки не учитываются при выставлении четвертной оценки, они нужны для того, чтобы родители могли видеть выполнение ДЗ.
Такие домашние работы входят в совместное использование с самостоятельными работами, которые, я даю каждый урок. Про них можно прочитать в этой статье.
Хранение ссылок: Так как таких ссылок будет очень много, я задаю такие ДЗ на каждый урок, то надо организовать место хранения всей этой информации. И для этого можно воспользоваться Excel таблицами, например:
Итог:
Чтобы решить проблему нужно много времени и быть подкованным в использовании информационных технологий, но это того стоит.
Автор: Алчинов Игнат