Найти тему
Промышленный турист

«Тележенька». Маленькая помощница больших свершений СССР ⚡️💪

На задворках демонтируемого завода «Рассвет» в центре Москве отыскал старый электрокар.

Сейчас тема с электрокарами модная, все уважающие себя «хипстеры мира» считают своим долгом писать об электрических и беспилотных автомобилях. Ну и я в стороне от трендов оставаться не хочу.

Такие электрические тележеньки ЭК-2. Выпускали этот замечательный агрегат на Сарапульском электро генераторном заводе.

-2

Уверен, что про город Сарапул, что расположен в республике Удмуртия увы, но мало кто слышал. А городок то непростой.

• Первые в РСФСР регулярные рей­сы на внутренних авиалиниях начались в январе 1920 г. полётами Сарапул — Екатеринбург — Сарапул на тяжёлом самолёте «Илья Муромец».

• В честь Сарапула назван астероид 26851 Sarapul.

• В районе Сарапула проходили съёмки фильма «Волга-Волга» 1938 г.

• Во время «прямой линии» с Владимиром Путиным был задан вопрос «Почему всё так хреново в Сарапуле?» =)

Про тележку.

Завод выпустил первую партию электротележек ЭК-2 в июне 1956 года. Конструктора: Н.С. Пикунова, Ю.А.Громова, Ю. К. Заверняева и Ю.П.Курбатова. После усовершенствования конструкции, в 1957 году было организовано серийное производство злектротележки ЭК-2 г/п 2т.

-3

Рабочие называли их по разному. Вот наиболее распространенные прозвища: «электрокар», «кара», «площадка», «телега».

-4

Эти электрокары широко применяются в портах, на железнодорожных станциях, заводах и фабриках имеющих ровное и твердое дорожное покрытие.

-5

На найденном мной экземпляре — колесама с пневматическими шинами

При массовых перевозках их особо эффективно использовать для перевозки грузов на расстояния от 100 до 300 м.

-6

Электродвигатель постоянного тока МТ-1. Рассчитанный на напряжение от 28 до 34 в, мощностью 1,5 кет, с числом оборотов в минуту от 750 до 1800. Сложно вот так ориентироваться в цифрах — могу сказать одно — Хватает =)

-7

Электрокар это самоходное шасси с приводом от электродвигателя, питаемого аккумуляторной батареей. Рама — сварная.

Мост и рулевой механизм.
Мост и рулевой механизм.

Водитель управляет тележкой стоя на платформе с помощью двух рычагов.

-9

Маркировка возле рукоятки управления контроллером скоростей.

-10

Рычаг управления поворотом.

-11

На рычаге управления поворотом есть кнопка светозвукового сигнала.

-12

Маркировка для рычага отвечающего для перемещения тележки вперёд назад.

-13

Переключалка скоростей с другой стороны.

-14

Пресс-масленки для шприцевания на рычаге управления поворотом. Скорее всего конструктора применили такой ход для надёжности, ведь все знают, что солидол который «заливается» в шарнир труднее вымывается водой.

-15

Тормозная педаль. Особенность тележки в том, что если с неё спрыгнуть, она остановится сама.

-16

Пружинные амортизаторы батареи

-17

На тележки устанавливали два типа аккомуляторов — щелочной и кислотный. Емкость АКБ, А*ч 250/250 Напряжение АКБ, В 32

Чугун! Ведуший (задний) мост. Приводится в движение благодаря карданному валу от электродвигателя.

-18

Передача движения на задние колеса происходит следующим образом: электродвигатель вращает карданный вал, который сцеплен со стальным червяком; червяк вращает червячное колесо, которое через дифференциал передает движение на полуоси; насаженные на полуоси задние колеса вращаются одновременно с полуосями. Дифференциал создает возможность движения правого и левого ведущих колес с разными скоростями при повороте электрокара. Без дифференциала колеса вращались бы с одинаковой скоростью при поворотах, и колесо, проходящее меньший путь, проворачивалось бы вхолостую и быстро изнашивало резину.

-19

С 1964 года тележки широко поставлялись на экспорт в соцстраны, а также на Ближний и Средний Восток. Вот такой агрегат.

Понравился пост? Ставьте 👍 и подписывайтесь на мой канал Промышленный турист

Статья про завод «Рассвет».

-20