Со слов гвардейца ГСВГ, участника этого незабываемого путешествия Игоря Киндякова: «В состав караула входило шесть сержантов, саму процедуру погрузки на платформы не помню, наверное, технику грузили мехводы без нас. На платформах стояло по две БМПшки на каждой, самих платформ было шесть штук, плюс наша теплушка. В полку получили продпаек на две недели и здесь огромную роль сыграло то, что с нами был писарь из продчасти. Ко всему положенному по пайковой норме он затарился всякой вкуснятиной: свежими яйцами, сгущенкой, салом, цивильным чаем и т.д. Когда мы это все увидели, решили, что с голоду в пути не умрем точно!
Кто ездил в немецких теплушках, знает их устройство, внутри все относительно цивильно, посредине хорошая буржуйка, по краям нары для отдыха, да и сам вагон нам достался почти новый, без щелей и дыр. Хотя и было лето, но бывалые люди посоветовали взять с собой больше угля-брикета, о чем мы потом нисколько не пожалели. Приняли мы технику на охрану, все люки были опечатаны. И началась наша караульная служба, как и в большинстве караулов, только на колесах.
Проходят сутки, идут вторые, а мы все стоим в тупике в Нойруппине. Днем по двое сидим на броне, а ночью ходим вокруг эшелона, сторожим. Где-то на третьи сутки, наконец, тронулись в путь. До Франкфурта-на-Одере добрались относительно быстро, за двое суток, а вот, когда въехали в Польшу, дела пошли хуже.
Груз у нас и так был не очень срочный по понятиям железно-дорожного начальства. Так еще и поляки нас не очень жаловали, отправили наш эшелон по второстепенной ветке: жд. полотно в ужасном состоянии, локомотив быстрее 40-50 км не ехал. Помню, ходил начкар разбираться, почему так медленно едем, а машинист на рельсы показывает, как по ним быстрее поедешь? Говорит, пробовали быстрее, так полгода назад ваш «панцерник" упал с платформы, больше проблем нам не надо.
Так мы и тащились, час едем, десять стоим. Тем временем смотрим, что наш продпаек начинает иссякать, да и нейруппинский уголек на исходе. Днем-то ничего, лето, тепло, а вот по ночам приходилось топить, и на приготовление еды много уходило угля. И естественно, настал момент - уголь закончился, встал вопрос, как дальше быть, тем более по нашим расчетам плелись мы где-то в середине Польши и такими темпами нам еще ехать и ехать до Бреста.
Но русского солдата тяжело поставить обстоятельствами в тупиковое положение! Стоим, помню, на каком-то полустанке, ночь, народ спит, а я в карауле «бдю» и по соседнему пути подходит товарняк с углем и останавливается рядом с нами - вот это УДАЧА! Бегом бужу взводного, он решил, что поляки, если мы у них возьмем 200-300 кг угля, не обеднеют. Свой уголь мы держали в ящиках из - под снарядов, в итоге двое залазят на вагон с углем, тару свою ставим рядом на насыпи и начинаем перегружать.
Но минут через пять подбегает какой-то дед и на смеси польского, украинского и русского начинает нас материть, взводный его культурно послал… А тот через пару мин. приводит с собой уже вооруженного наганом охранника, назревает «международный скандал». Мы пытаемся объяснить, что ночью холодно, что уголь вдоль ж/д полотна валяется, что нам немного то и надо, а они ни в какую, орут благим матом, сгружайте, мол, обратно. Смотрим, охранник, расстегивает кобуру, пытается доставать наган и вдруг замечает, что в их с дедом сторону направлено ШЕСТЬ стволов АК-74… Дальше немая сцена, наш эшелон трогается, и мы с трофейным углем поехали дальше.
Помню, каким-то образом, нас потащили через Варшаву, ехали очень медленно, и мы из теплушки от щедрот наших бросали полякам наши солдатские сигареты. Они гордо отворачивали лица и проходили мимо, но потом бегом возвращались и хватали угощенье. Это был 1982г. - политическая обстановка в Польше была сложная, профсоюзное движение «Солидарность» набирало силу. В Варшаве все стены и заборы были в надписях за это движение. Для многих поляков мы были оккупанты и захватчики, и нам было не очень комфортно.
Углем то мы разжились, а вот продукты почти закончились, на момент подъезда к границе осталось: одна 500гр банка тушенки, штук пять луковиц и пачка соли. Но, тяжелее всего было переносить отсутствие сигарет, потом очень жалели о своей щедрости, зачем по Варшаве разбрасывали? Наконец, где-то к концу второй недели добрались до границы, когда переехали польскую сторону, поставили наш эшелон в тупик на нейтральной полосе и начался «шмон» - таможенный досмотр. Начали с нас, а закончили БМПшками, пломбы с люков посрывали, все внутри перерыли. Начкар орёт, как я неопломбированную технику сдавать буду, в ответ - это твои проблемы!
Сутки с лишним нас мытарили, жрать охота, без курева уши попухли, намаялись однако. И вот наконец поехали, видим на столбе надпись СССР, потом город Брест , состав ползет вдоль перрона и гражданский какой-то курит, я спрыгиваю и к нему, дай мужик пару сигарет, а то сил уже нет. Он бедолага от неожиданности аж присел, из темноты вынырнула небритая морда в шинели, да еще и с автоматом в руках, тычет мне почти полную пачку «Космоса». Мол, забирай всю! Я для приличия, конечно, начал отказываться, но недолго, он меня быстро убедил, что мне нужнее, а он себе еще купит, на том и порешили. Как сдавали технику уже не помню, видимо прошло все нормально, нас волновал другой вопрос : «Ну, приехали в Союз, что дальше?»
Если Вам интересны мои публикации, поставьте палец вверх и подпишитесь на канал — тогда они будут чаще появляться в Вашей ленте новостей. Спасибо за внимание!