«Вирт» Джефа Нуна, к которому я подбирался с большой опаской (я вообще недоверчиво отношусь к новой фантастике) оказался удивительно хорошим текстом, сочетающим в себе абсолютное, запредельное безумие фантастического допущения с идеальной литературной проработкой.
Главное, основное, новаторское и крышесрывающее в «Вирте» - это Вирт. Объяснить, что же представляет собой этот самый Вирт одной-двумя фразами невозможно. Для этого придется пересказать весь роман, потому, что, только продравшись через первую треть текста, оставляя на уголках страниц клочки одежды и эпидермиса, приближаешься к пониманию сногсшибательной идеи Джефа Нуна, за которую ему и вручили премию Артура Кларка.
Если же всё-таки попытаться понаставить словесных костылей этой удивительной метафоре, то получится примерно следующее. Вирт в романе – это дополнительная реальность, сродни Гибсоновскому киберпространству, только не кибернетической, а скорее психо-химической природы. Как там было в «Нейроманте»? Консенсуальная галлюцинация? Именно так, только не деки-электроды, а перья-глотки.
Перья – в глотки, и добро пожаловать в новый, но отнюдь не лучший мир. Интересный и увлекательный, но временами жестокий и смертельно опасный. Опасный настолько, что можно неожиданно в нем увязнуть и остаться навсегда с минимальным шансом на возвращение, вытолкнув в наш, реальный другой реальностью мир что-нибудь невообразимое. Шанс вернуться – попробовать поменяться обратно. Сюжет отталкивается именно от такого обмена и несется к финалу через драки-крики-дискотеки, погони-убийства-расчленения, флешбеки-глюки-трипы с уханьем и улюлюканьем, хотя и пробуксовывает в начале. Но пробуксовка эта – не вина Нуна, а скорее следствие медленной адаптации восприятия, настолько ошарашивающим оказывается «Вирт».
Изрядная доля наркоманской эстетики (если таковая вообще существует, хотя существует, хотя бы опосредовано, в кино вроде «Trainspotting», например), герои – маргиналы из маргиналов, ощущение тьмы и пыли вокруг и невообразимый без средств изменения сознания коктейль из субкультур, группировок и рас, замешанный на генной инженерии и продвинутом протезировании. Все это написано в манере постановки читателя перед фактом, при этом совершенно не выглядит нелогичным или притянутым ради прихоти писателя-выдумщика, наверное, потому, что слишком уж много общего прослеживается по обратному вектору между вымышленным будущим мира «Вирта» и нашей современной реальностью. «Вирт» - это то, чем мы сможем стать, если будем плохо себя вести.
На «Вирт» кроме дурацких аннотаций регулярно вешают ещё и ярлык «киберпанк». Я обожаю подобные пляски с бубном вокруг литературы, и в этот раз не стану особо спорить. Если почесать затылок и наморщить лоб, можно найти много общего между «Виртом» и «классическим» киберпанком в духе «Джонни Мнемоник» и «Нейроманта» - в первую очередь маргинальность героев и мощный сюжет. Ошибка навешивателей ярлыков состоит в том, что лепят они «киберпанк» на «Вирт» не с той стороны, обманувшись на ложном сходстве кибер-пространства Гибсона и пространства Вирта Нуна. На самом деле Вирт оказался намного живее, интерактивней и увлекательней.
Читать всем, кого не пугает то, что первую четверть книги ничего не будет понятно.