Попала мне в руки чУдная статья про СХУ - синдром хронической усталости. Которая "легко и просто" объяснила многие вещи, связанные с самоощущением в последние годы работы в школе.
Про "выгорание" (взаимосвязанное, кстати, с хронической усталостью) слышали все, но связывают ли это явление напрямую с той же пенсией по выслуге лет? Ведь её не зря до сих пор сохраняют: профессиональное выгорание наступает у педагогов намного раньше, чем в других сферах деятельности, и пока на это "святое" - выслугу - никто не покушается. А много ли вы знаете людей, которые ушли, отработав 25 лет в школе, на заслуженный отдых? Я - пока одного. Остальные по-прежнему учительствуют. И "глубоко и далеко" даже после пенсии по старости. Выгорев настолько, что буквально тлеют. Нет, всё индивидуально: можно и к 30 годам выдохнуться и превратиться в брюзгу, а после 60 быть вполне авторитетным, самобытным и позитивным педагогом.
Но я немного о другом. Если бы моё государство приняло тот факт, что СХУ требует обязательного внимания как фактически болезнь, наверно, счастливых людей в школе стало бы больше.
Пожалуй, для пояснения надо привести несколько фактов из той самой статьи... Журналистка рассказывает о своей приятельнице-учительнице из Германии. Которая "обожала русскую литературу и прочитала все романы Лукьяненко", но однажды... пропала. Не отвечала ни на звонки, ни на СМС. И только через полгода сообщила, что лежала в клинике, а потом в санатории на реабилитации. Лечилась от "бёрнаута" (с английского - "выгорание", "изнеможение"). А при встрече уже рассказала подробности: что давно чувствовала апатию и усталость, на работу шла как на каторгу. "В санатории я полтора месяца только спала и ела. Зато сейчас в норме"...
Подумаешь, изнеможение и разбитость, скажете вы. Но в отличие от лени и усталости психологическое "выгорание" не преодолеть ни с помощью волевого усилия, ни с помощью отдыха. Потому что это защитный механизм, включающийся помимо воли человека на фоне сильного эмоционального истощения. А мы его игнорируем, не "слышим"...
Я читала, и мне становилось понятно, почему в какой-то момент большой отпуск не стал давать отдохновения, а одна мысль о приближении нового учебного года - раздражала и вносила непокой; почему уже утром состояние было такое, как будто пахала всю ночь, а после уроков желание одно: побыстрее домой, и зарыться в одеяло, и застыть хотя бы на часик - где-то крепко заснув, а где-то в тревожном забытьи, потому как ещё тетради проверять и готовиться к урокам нужно... А дом... а семья..?
Острое желание побыть одному; состояние, когда буквально заставляешь себя сосредоточиться на делах; избегание коллег и общения; болезненное реагирование на нарушение собственного пространства; немотивированное раздражение;"припылённость" ощущений и эмоций - это далеко не все последствия хронической усталости. Испытано, как говорится, на себе.
Кстати, в Германии учителя приравнены к чиновникам, государство оплачивает дорогую страховку; и диагноза СХУ (как в Европе, так и в США) достаточно, чтобы получить больничный и лечиться стационарно (или отправиться на реабилитацию), поскольку научно доказано, что хроническая усталость - смертельна. К тому же от перенапряжения можно сорваться на детей, "а детские травмы самые сильные". Так, в странах Евросоюза, пишет автор, до 60 процентов работников системы образования ежегодно обращаются к психологам и медикам с проблемами, связанными с хронической усталостью. А мы, пожалуй, можем пока только прислушаться к себе и, зная, что главная причина выгорания - в стрессе, в первую очередь "разобраться со своей жизнью": не переживать по пустякам, обязательно "правильно спать", много гулять и... уволиться с работы, если она ненавистна. Эти советы, утверждает автор, помогают, на начальной стадии хронической усталости. А если тошно так, как вышеописанной учительнице-немке, надо уже и гормоны проверить, и сердце, плюс давление и щитовидку в придачу, выискать воспалительные процессы в организме и вылечить их. Как говорится, помоги себе сам и стань счастливее...