Найти тему
Егор Холмогоров

Пенсия в России: жить или мучиться?

Средневзвешенный результат опроса по пенсионной реформе людей после 40, проведенного мною, дает примерно следующие результаты:

1. Люди очень недовольны СОЦИАЛЬНЫМ ДЕФОЛТОМ, циничной сменой правил игры, то есть тем, чего Путин обещал категорически не допускать. В этом смысле крупная имиджевая ошибка, так как подрывает самые основы - представление о стабильности и предсказуемости.

2. Общая интонация - злая и стимулирующая: Вот назло им доживу до 65, пусть платят. То есть на пресловутом дожитии эта история, конечно, скажется положительно. Ближайшие 15 лет у нас будет целая когорта злых предпенсионеров.

3. Для себя лично люди угрозы как правило не видят. "Я-то проживу. А вот другие...". Главную проблему видят в износе здоровья и трудности найти работу. То есть не дай Бог этому правительству попытаться еще и проводить оптимизацию здравоохранения или миграционную накачку - это точно будет политическим суицидом.

Ключевая же психологическая и антропологическая проблема с этой реформой состоит, на мой взгляд, в следующем.

Наше общество в самом деле очень чувствительно именно к обиде пенсионерам - гораздо больше чем детям, к примеру.

Дело тут в том, что за ХХ век жизнь в России начала по умолчанию рассматриваться как МУКА.

Жил значит мучился. Работал - значит мучился.

Пенсия воспринимается у нас не как новая возможность, а как некое частичное освобождение от мук. Вот буду ничего не делать и честно-скромно жить на свои.

Вознаграждением за муки является... нетрудовой доход. Никто никогда не мыслил пенсию как итог заработанного за жизнь. Как только такое мышление начало проклевываться, случился великий социальный дефолт 1990-93 гг.

Пенсия это именно выплата русскому человеку за то, что он промучился всю жизнь «в этой стране». Это не заработок, это компенсация. И отсюда постоянная тема «сына-алкоголика отбирающего у бабушки пенсию» как воплощение ужаса и безысходности.

Низкие пенсии 90-00-х это было именно о том, что «люди всю жизнь здесь мучились», а им и компенсации никакой не дали, гроши.

И вот нынешнее возмущение пенсионной реформой невозможно понять без учета того, что она воспринимается как: 1. Продление мук; 2. Обида мученикам.

Должно сначала сдвинуться восприятие человеком своей жизни, подход к старости, чтобы такая реформа не вызывала гнева и возмущения социальным кидаловом.

С поколением, которое воспримет свою жизнь как «прожили в свое удовольствие, поработали, повеселились, работали бы еще, да устали» говорить о пенсионном возрасте будет легко. И рациональные экономические аргументы будут работать. Их можно будет взорвать только попыткой отнять накопительную часть пенсии - то есть обокрасть на деньги.

А вот для людей старше - это именно антропология и метафизика: «еще 5-8 лет мучиться». И без изменения этого восприятия диалога не будет: только закрепление стереотипа, что жизнь в России есть мука.

Для того, чтобы пенсионная реформа шла успешно необходимо, чтобы люди ощущали жизнь и работу в России как радость. Тот же самый Чемпионат подбавил радости преизрядно, по крайней мере - в крупных городах.

Но эту радость тут же подпортили темой реформы. То есть, испортив людям настроение, правительство своим же целям серьезно повредило.