Найти тему

Чудеса библейские и чудеса чародеев (часть 1)

Среди изучающих иудаизм широко распространено мнение, что хотя эта религия формально и воспрещала магию, Библия все же содержит важные элементы магизма, которые по сути схожи с языческими. На их взгляд, нет никакой подлинной разницы между библейским и языческим отношением к магии, как нет ее и в практике чудес между человеком Божиим и языческим волхвом, и все дело сводится к тому, что боги, демоны и духи были замещены библейским Богом.

Рассматривая такой подход к этому вопросу, нам следует помнить, что вся сущность языческого магизма выражает себя не в вере в человеческую возможность манипулировать сверхъестественными силами, но в том убеждении, что сами боги зависят от этих сил и используют их. Здесь мы имеем дело с откровением базисной идеи язычества о наличии сферы, превышающей богов, породившей их. Именно это вероучение указывает на то, какой источник питает могущество чародея язычника. Сам чародей вовсе не исполняет воли богов, он подражает им, присваивая себе те же самые средства, какими пользуются они. Поэтому маг может действовать, не прибегая к помощи богов. Если какой-нибудь бог и принимает участие в этом действе, он рассматривается лишь в качестве одной из сил. Разделяет ли Библия взгляд на автономность царства магических Сил, которое находится и вне, и выше Йахве?

Говоря обобщенно, мы можем различить два вида магии: культовую и техническую. Культовая магия осуществляется через какую-то систему принятого священнодействия, имеющего целью сохранение благоденствия и отвращение бедствия. Действие такого магизма по своей продолжительности, постепенности и замедленности воспринимается чуть ли не как природное. Культовая магия исподволь, так сказать, неприметно проникает в естественный процесс природы с тем, чтобы поправить обнаруженные в нем погрешности. Техническая магия, с другой стороны, прерывает естественный порядок, разом производя чудесную трансформацию самым поразительным образом. Этот вид чародейства был особенно развит в Индии и Египте. Обе эти категории магической практики отражены в Библии.

Культовый элемент библейской религии несомненно находится под влиянием магических представлений. Идея, что святость или скверна притягивается определенными субстанциями или же, напротив, проистекает из них, основана в конечном счете на представлении, что данные субстанции обладают конкретными устойчивыми магическими свойствами. Вера в очищающий эффект особых действ и субстанций относится к той же категории. Все церемониальные предписания священнодействия имеют магическое основание: животные для жертвоприношения должны быть определенного возраста, пола, масти и тому подобного, устройство алтаря и храма должно соответствовать определенным характеристикам и так далее.