Найти в Дзене
Военный музей

Ту-144: первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт. Взгляд изнутри

Ту-144 - легендарный сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный в КБ Туполева в середине 1960-х гг. Сегодня мы осмотрим один из немногих дошедших до нашего времени экземпляров этого уникального самолёта.

1. Борт № 77106 в Музее ВВС в подмосковном Монино
1. Борт № 77106 в Музее ВВС в подмосковном Монино
2. "Брат" нашего экспоната - Ту-144 № 77115 - на авиасалоне МАКС в 2013 г. 
Источник фото: wikimedia.org, автор: Doomych
2. "Брат" нашего экспоната - Ту-144 № 77115 - на авиасалоне МАКС в 2013 г. Источник фото: wikimedia.org, автор: Doomych

Но сначала немного истории. Постановление Совмина СССР о создании сверхзвукового лайнера было принято в июле 1963 г. Строительство первого опытного образца началось в 1965 году, а в последний день 1968 г. состоялся его первый полёт. Всего с 1965 г. до окончания программы в 1984 г. было произведено 16 экземпляров Ту-144, ещё один самолёт (по слухам) так и не был достроен. Серийные самолёты собирались на воронежском авиазаводе № 64.

3. Наш экспонат официально находится на реставрации, но нам будет разрешено его осмотреть
3. Наш экспонат официально находится на реставрации, но нам будет разрешено его осмотреть

На данный момент в разной степени сохранности продолжают существовать 7 самолётов Ту-144, в том числе в музеях находятся:

Ту-144 № 77106 в музее ВВС в Монино - и этот пост именно про него,
Ту-144 № 77110 в музее гражданской авиации в Ульяновске,
Ту-144 № 77112 в музее техники в Зинсхайме (Германия).

Ещё два Ту-144 (№ 77114 и № 77115, см. фото выше) находятся на хранении в Лётно-исследовательском институте имени М. М. Громова в подмосковном Жуковском, один - в Самаре (№ 77107) и один - в Казани (№ 77107).

4.
4.
5. Борт № 77102 - один из двух Ту-144, потерянных в результате аварий. Фото сделано незадолго до катастрофы в Ле-Бурже. Источник фото: wikimedia.org, автор: RuthAS
5. Борт № 77102 - один из двух Ту-144, потерянных в результате аварий. Фото сделано незадолго до катастрофы в Ле-Бурже. Источник фото: wikimedia.org, автор: RuthAS
6. Хвост
6. Хвост

Ещё перед [официальным] началом работ по созданию Ту-144 отечественный коллектив разработчиков располагал информацией об англо-французском проекте "Конкорд" (причём, как я понимаю, не только из открытых источников). Есть все основания полагать, что эта информация была использована для ускорения разработки Ту-144. В итоге, несмотря на более позднее начало работ, первый полёт Ту-144 выполнил раньше "Конкорда".

7.
7.
8.  Ту-144 упорно не хочет помещаться в кадр целиком. Самолёт находится на  реставрации, на фото различимы следы работ по покраске и восстановлению  оригинальной ливреи
8. Ту-144 упорно не хочет помещаться в кадр целиком. Самолёт находится на реставрации, на фото различимы следы работ по покраске и восстановлению оригинальной ливреи
9. Информационные стенды, рассказывающие о Ту-144 и его восстановлении руками монинских волонтёров
9. Информационные стенды, рассказывающие о Ту-144 и его восстановлении руками монинских волонтёров
10.  На заднем плане виден, если я не ошибаюсь, экспериментальный МиГ-21И,  на котором проводились натурные испытания крыла для Ту-144
10. На заднем плане виден, если я не ошибаюсь, экспериментальный МиГ-21И, на котором проводились натурные испытания крыла для Ту-144
11. Поднимаемся по трапу в салон. Бросаю взгляд назад, на площадку музея
11. Поднимаемся по трапу в салон. Бросаю взгляд назад, на площадку музея
12.  У переднего входа едва не спотыкаемся об этот объект. Оранжевый цвет  крышки как-бы намекает на то, что это должен быть бортовой самописец. Но  пристальный взгляд внутрь прибора заставляет в этом усомниться - ибо  внутри находится что-то, более похожее на гиростабилизированную  платформу.
12. У переднего входа едва не спотыкаемся об этот объект. Оранжевый цвет крышки как-бы намекает на то, что это должен быть бортовой самописец. Но пристальный взгляд внутрь прибора заставляет в этом усомниться - ибо внутри находится что-то, более похожее на гиростабилизированную платформу.

Upd.: Скорее всего, это два разных изделия - бортовой самописец (слева) и элемент инерциальной системы управления (справа).

Начинаем осмотр внутренних интерьеров нашего Ту-144.

13. Второй салон
13. Второй салон
14. Третий (основной) салон
14. Третий (основной) салон
15. Эти панели тоже пришлось восстанавливать
15. Эти панели тоже пришлось восстанавливать
16.  Везде разложены мешочки с селикагелем - реставрация внутреннего  убранства этого самолёта идёт полным ходом, и повышенная влажность тут  абсолютно не нужна
16. Везде разложены мешочки с селикагелем - реставрация внутреннего убранства этого самолёта идёт полным ходом, и повышенная влажность тут абсолютно не нужна
17. Кормовой люк
17. Кормовой люк
18. Конец салона (но не моего репортажа). Дальше только хвост
18. Конец салона (но не моего репортажа). Дальше только хвост
19. Пылесос
19. Пылесос
20. Выглядываю из кормовой двери. Горизонт заваливается вместе со мной
20. Выглядываю из кормовой двери. Горизонт заваливается вместе со мной
21. Пытаюсь выправить горизонт. Большую часть кадра занимает крыло Ту-144
21. Пытаюсь выправить горизонт. Большую часть кадра занимает крыло Ту-144
22. Возвращаюсь в третий салон
22. Возвращаюсь в третий салон
23.  Реставрация идёт полным ходом. Приводится в порядок обивка сидений,  внутренняя обшивка, элементы декора, панели управления комфортом  (индивудальные освещение и вентиляция) над пассажирскими сидениями и  т.п.
23. Реставрация идёт полным ходом. Приводится в порядок обивка сидений, внутренняя обшивка, элементы декора, панели управления комфортом (индивудальные освещение и вентиляция) над пассажирскими сидениями и т.п.
24.
24.
25.
25.
26. Бортовая кухня так же в процессе реставрации
26. Бортовая кухня так же в процессе реставрации
27.
27.
28. Туалет
28. Туалет
29. Первый (передний) салон
29. Первый (передний) салон
30. Взгляд в хвост, на второй и третий салоны
30. Взгляд в хвост, на второй и третий салоны
31.
31.
32.
32.
33.
33.
34. Места для ВИП-ов в первом салоне
34. Места для ВИП-ов в первом салоне
35. Заходим в кабину. Спереди сидят пилоты, за ними справа рабочее место бортинженера
35. Заходим в кабину. Спереди сидят пилоты, за ними справа рабочее место бортинженера
36.
36.
37. Левый штурвал (т.е. штурвал командира воздушного судна) с кнопками управления
37. Левый штурвал (т.е. штурвал командира воздушного судна) с кнопками управления
38.
38.

Объектив у фотоаппарата слишком большой для использования встроенной вспышки, поэтому на ряде кадров появляется предательское чёрное пятно внизу.

39. Штурвал второго пилота:
39. Штурвал второго пилота:
40.
40.
41.
41.
42. Рабочее место бортинженера
42. Рабочее место бортинженера
43. Завершаем обход этого легендарного самолёта
43. Завершаем обход этого легендарного самолёта
44.  Переднее горизонтальное оперение (ПГО) позволяло существенно увеличить  маневренность Ту-144 на малых высотах и уменьшить скорость при посадке
44. Переднее горизонтальное оперение (ПГО) позволяло существенно увеличить маневренность Ту-144 на малых высотах и уменьшить скорость при посадке
45. Вид на шасси
45. Вид на шасси
46. Носовая стойка. Её размеры внушают уважение
46. Носовая стойка. Её размеры внушают уважение
 47. Трап не вплотную примыкал к корпусу, поэтому нам пришлось совершать  прыжки как при заходе в салон, так и при покидании самолёта :)
47. Трап не вплотную примыкал к корпусу, поэтому нам пришлось совершать прыжки как при заходе в салон, так и при покидании самолёта :)
48. Правая основная стойка шасси
48. Правая основная стойка шасси
49.
49.
50.  Снимок из-под крыла Ту-144. Музейному МиГ-29 не повезло -  после повреждения гидравлической системы (вандалы поработали) его шасси  сложились, и он упал на брюхо
50. Снимок из-под крыла Ту-144. Музейному МиГ-29 не повезло - после повреждения гидравлической системы (вандалы поработали) его шасси сложились, и он упал на брюхо

В завершение следует заметить, что хотя программа по созданию Ту-144 и была завершена успешно, эффективность затраченных средств вряд ли может радовать. Так, в общей сложности, самолёты Ту-144 совершили 102 рейса для Аэрофлота (из них 55 пассажирских) и перевезли немногим больше 3 тыс. пассажиров. Для сравнения: "Конкорды" за всё время своей эксплуатации перевезли более 3 млн. пассажиров.

Дополнительная информация:

Фотоэкскурсия по Ту-144, выставленному в Музее техники в немецком Зинсхайме
Описание самолёта на сайте tupolev.ru
Статья в Википедии
Сайт команды волонтёров-авиареставраторов

Спасибо за внимание! Продолжение рассказа о монинском авиамузее следует.
Не забудьте подписаться на мой канал, если Вам понравилось.

Ещё больше историй и музеев в блоге "Военный музей" на Яндекс.Дзен

Я всегда рад новым друзьям и читателям! Добавляйтесь, читайте и комментируйте меня также в LiveJournal - Instagram - Facebook - ВК - twitter