Найти в Дзене
Военный музей

Ту-114: самый большой турбовинтовой пассажирский самолёт в мире. Взгляд изнутри

Турбовинтовой пассажирский самолёт Ту-114 на момент своего создания был самым большим и самым скоростным турбовинтовым пассажирским самолётом в мире. Интересно, что таким он и остался - никто так и не стал строить турбовинтовые пассажирские самолёты таких размеров. В скором будущем им на смену пришли самолёты с турбореактивными двигателями.

Сегодня я расскажу об одном из трёх дошедших до наших дней самолётов этого типа - Ту-114 "Россия" (бортовой номер СССР-Л5611). Он расположен в Центральном музее ВВС в подмосковном Монино.

1.  Турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолёт "Россия" Ту-114  СССР-Л5611 на площадке Центрального музея ВВС в Монино
1. Турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолёт "Россия" Ту-114 СССР-Л5611 на площадке Центрального музея ВВС в Монино
2.  При помощи (и с разрешения) монинских волонтёров подкатываем вручную трап и  поднимаемся на борт этого уникального самолёта
2. При помощи (и с разрешения) монинских волонтёров подкатываем вручную трап и поднимаемся на борт этого уникального самолёта

Абсолютная уникальность этого самолёта обусловлена двумя фактами - это первый построенный борт и, кроме того, он возил Хрущёва в США в сентябре 1959 г.

3. Вид, открывающийся с верхней площадки трапа
3. Вид, открывающийся с верхней площадки трапа

Ту-114 был спроектирован в 1955 году на основе бомбардировщика Ту-95 и производился в первой половине 1960-х гг. на заводе № 18 в Куйбышеве (ныне это снова Самара). Всего был построен 31 серийный экземпляр.

4. Вид с трапа в сторону основной музейной площадки в Монино
4. Вид с трапа в сторону основной музейной площадки в Монино

В самолёте есть две палубы - верхняя (пассажирская) и нижняя (вспомогательная, с кухней, гардеробом и багажным отсеком).

5. Входим на верхнюю (пассажирскую) палубу и проходим в первый салон
5. Входим на верхнюю (пассажирскую) палубу и проходим в первый салон
6. Взгляд назад
6. Взгляд назад

Самолёт хоть и был довольно шумным, но для тех времён считался весьма комфортным.

7. Пассажирские сиденья в первом салоне
7. Пассажирские сиденья в первом салоне
8. Проходим во второй салон
8. Проходим во второй салон
9. Тут расположены более просторные места, но сами кресла не регулируются
9. Тут расположены более просторные места, но сами кресла не регулируются
10. За вторым салоном находится пункт выдачи питания и напитков типа "буфет" (сама кухня расположена на нижней палубе)
10. За вторым салоном находится пункт выдачи питания и напитков типа "буфет" (сама кухня расположена на нижней палубе)
11. Естесственное освещение включено :)
11. Естесственное освещение включено :)
12. Специальные чайники-термосы, их было не так-то просто найти на замену утраченных
12. Специальные чайники-термосы, их было не так-то просто найти на замену утраченных
13. Закуток для членов экипажа
13. Закуток для членов экипажа
14. Спуск на нижнюю палубу (там расположены комната отдыха экипажа, кухня и багажные отделения)
14. Спуск на нижнюю палубу (там расположены комната отдыха экипажа, кухня и багажные отделения)
15. После буфета (и лестницы на нижнюю палубу) расположены купе. Вид на "купейный" отсек со стороны третьего салона
15. После буфета (и лестницы на нижнюю палубу) расположены купе. Вид на "купейный" отсек со стороны третьего салона
16. Купе. Где-то здесь мял сиденья толстый зад Никиты Сергеевича Хрущёва по пути в США
16. Купе. Где-то здесь мял сиденья толстый зад Никиты Сергеевича Хрущёва по пути в США
17.
17.
18. За купейным отсеком находится третий пассажирский салон. Общий вид в нос
18. За купейным отсеком находится третий пассажирский салон. Общий вид в нос
19. Если что, можно вызвать бортпроводника
19. Если что, можно вызвать бортпроводника
20. Индивидуальный светильник
20. Индивидуальный светильник
21.
21.
22.  В хвостовой части Ту-114 размещались туалеты. Их любопытная особенность  - наличие отдельного мужского и женского туалетов. Это мужской вариант
22. В хвостовой части Ту-114 размещались туалеты. Их любопытная особенность - наличие отдельного мужского и женского туалетов. Это мужской вариант
23. Женский вариант легко определяется по наличию специального столика с зеркалами для наведения необходимой красоты
23. Женский вариант легко определяется по наличию специального столика с зеркалами для наведения необходимой красоты
24. Пункт выдачи воды. Сразу вспоминаю, что действительно видел такие в начале 80-х
24. Пункт выдачи воды. Сразу вспоминаю, что действительно видел такие в начале 80-х
25. Идём обратно, в нос, проходим мимо носовых туалетов и заходим в кабину пилотов
25. Идём обратно, в нос, проходим мимо носовых туалетов и заходим в кабину пилотов
26. Рабочее место командира воздушного судна
26. Рабочее место командира воздушного судна
27. Тут работал второй пилот
27. Тут работал второй пилот
28. В полу кабины расположено специальное отверстие для визуального контроля положения шасси
28. В полу кабины расположено специальное отверстие для визуального контроля положения шасси
29. Рабочее место бортрадиста...
29. Рабочее место бортрадиста...
30. ...и бортинженера
30. ...и бортинженера
31.
31.
32. Пролезаем между двумя пилотами и оказываемся на рабочем месте навигатора
32. Пролезаем между двумя пилотами и оказываемся на рабочем месте навигатора
33.
33.

Ту-114 в своё время считался флагманом "Аэрофлота". Он был задействован на самых ответственных и дальних маршрутах - таких, как Москва-Монреаль, Москва-Дели, Москва-Гавана (с экзотическими промежуточными посадками), а так же на внутренних маршрутах - например, Москва-Хабаровск.

До наших дней дошли три нелетающих экземпляра Ту-114 - один монинский, о котором я и рассказывал вам сегодня, один в Ульяновске (СССР-76490) и ещё один в Кривом Роге (СССР-76485).

Не забудем и не простим: в августе 2006 г. Ту-114 (СССР-76464), стоявший на постаменте у въезда в аэропорт Домодедово аж c 1976 года, был варварски уничтожен компанией "Ист Лайн" - оператором аэропорта. Пусть лица, принявшие такое решение, получат когда-нибудь по заслугам.

Спасибо за внимание! Продолжение рассказа о монинском авиамузее следует.
Не забудьте подписаться на мой канал, если Вам понравилось.

Ещё больше историй и музеев в блоге "Военный музей" на Яндекс.Дзен

Я всегда рад новым друзьям и читателям! Добавляйтесь, читайте и комментируйте меня также в LiveJournal - Instagram - Facebook - ВК - twitter