Предисловие
Я вам так скажу - американцы психи.
Им напрочь сносит голову, особенно когда некая группа людей сказала им, что самый лучший продукт находится не у них, добывается не у них, а его количество крайне мало.
С удовольствием подвёл бы вас этой историей к отсылке на какого-то литературного персонажа или историческую личность, но тут всё куда проще. Американцы тупо не верят, что это не они - сын маминой подруги. Умею я в своевременные отсылки, когда они свежи и актуальны, да?
Так вот о теме истории. Их дико бесит Cantillon. Есть ещё de ranke, 3 Fonteinen, чуть-чуть De struise, но это всё не то, всё это не их Arch enemy. Настоящий злые гении пивных задротов Америки - это семейство Ван Рой.
Биргики всей страны скупают продукцию Cantillon максимально быстро и с невероятной наценкой. Российские цены в 30-40 евро за Fou Foune для них подарок, я видел и 200, и 300 евро за условный lou pepe Kriek. Представьте себе это сумасшествие.
Каждая распродажа онлайн на сайте это примерно как дропы Supreme, счёт идёт на секунды, а сайт падает уже на 4 минуте.
В общем, кроме как одержимостью это никак нельзя назвать.
Как я понял, подобный взрывной интерес развился в последние два года и спадать не планирует.
Попытки как-то удовлетворить спрос появляются, например, некоторая часть Zwanze day проводится на территории США, что уже удивительно, но тут всё дело в отличных отношениях Жана (главный пивовар) с некоторыми пивоварнями из США.
Allagash, Russian river, Hill farmstead. Знаковые парни, ничего не скажешь.
В периоды умеренного спроса на пиво, особенно на благородное кислое у Cantillon, кроме Zwanze был фестиваль - Quintessence, сдержанный такой, без бешеного спроса, но всё поменялось в 2014 году, когда приехали те самые друзья из США. Как раз в годы, когда мы только думали о том, кто же такой Плиний младший, прошел Quintessence, на который приехали Allagash и Russian river.
Тогда открыли пивоварню для публики, презентовали совместную варку, достали из погребов редкие релизы, звали всех итальянских друзей с гостинцами, в общем устроили настоящий средневековый пир спонтанного брожения.
Билеты тогда кончились за 2 недели. Крайне завидная история, да?
Это было только начало.
I
Декабрьский вечер, некоторые планируют покупки на новый год, пивные люди планируют как им выжить в чаду майских фестивалей. Шутка ли, Tallin beer weekend, Mikkeller Beer Celebration, Big craft Day, да ещё эти венгры удумали в конце красиво зайти со своей неделей хорошего пива и приятного курса местной валюты. Как всё успеть и на что лучше ехать в целом, а может вообще на все фесты и дальше не жить? Разрываясь между этим выбором, подготовкой к ежегодному пивному перерыву (потому моё потребление увеличивается вдвое) я увидел сообщение:
Как при всей этой алгоритмической ленте FB такое случилось, я предпочитаю сейчас не думать.
Перешёл на нужную ссылку и встал в виртуальную очередь. Где-то 600-700 человек судя по списку было впереди меня. Забавное ощущение, схожее с очередью за колбасой (хотите думайте о Канье, хотите о сервелате) для 21st century digital boy.
Правила простые - достоял, получил право покупки 4 билетов на одну из сессий. Сессии с 10 утра каждые полчаса до 16.00
Я твёрдо решил дождаться своей очереди, тем более, что диалогов от внутренней сцены о фестивале я не слышал, а значит я смогу по классике выпендриваться больше обычного, да есть за мной такой грешок, признаюсь.
Просидев где-то 1,5 часа у лениво убывающих чисел, я вспомнил свои безуспешные попытки попасть на comic-con, но всё же не потерял надежду и желание. И вот окошко обновилось и появились открытые сессии.
Где-то ⅔ были выкуплены, попытки взять раннее время были тщетны, потому, дабы не искушать судьбу, я взял один билет на сессию в 14.00-14.30
С этого момента май начал выстраиваться вокруг данного мероприятия. 6 - дневный отпуск по сути без перерыва, кульминацией которого должен был стать фестиваль. Попытки найти компаньонов на bottle sharing, вопросы вдруг кто тоже устал от double dry hopped психоза, договорённости с итальянским десантом о встрече. В общем, всё что я люблю в этом глупом чувстве подготовки к фестивалю.
Особенно было забавно наблюдать, что билеты на MBCC продавались и покупались, в то время как Quintessence был только местом для “нет лишнего билетика”?
Я понимаю масштабы фестиваля в Копенгагене, понимаю объём аудитории, мне просто был приятен такой факт, не надо кривиться. Каждый из нас любит толику элитарности.
II
Так как почти полгода прошло с момента покупки до момента фестиваля, то должна была быть какая-то коммуникация о мероприятии.
Ну вы знаете эти рассылки, посты в Facebook, официально созданное мероприятие там же, да? Нет.
За всё время мне пришло лишь одно скупое письмо от Cantillon, думаю там нет никаких NDA тем, так что вот оно:
Крутой список, но казалось как-то мало, я хотел большего, и это произошло. На помощь пришел главный бар города Брюсселя (на самом деле он проходной, но самый известный). Именно они устроили из фестиваля настоящий городской праздник.
Уже появились афиши мероприятия, event facebook, лист из кучи бутылок, короче говоря, всё что душе угодно и от чего челюсть начинало сводить только при прочтении.
Настоящий праздник обещал начаться 30 апреля, но я решил пропустить его, так как Антверпен явно требовал посещения (пускай и не очень удачного).
III
Как-нибудь отдельно расскажу вам о всей поездке в целом (там 6 дней - 6 городов, 3 страны), перейдём сразу к фестивалю.
Ещё совет на будущее: если вы не в Германии, старайтесь выбрать жилье не более чем в 3 км от основной точки и других баров. Так как европейские города или их центры небольшие, то это у вас должно получится, иначе вы, как и я, к середине дня намотаете под 17000 шагов, а ещё весь пивной день будет впереди.
В общем, проведя предварительное расследование, я узнал, что соотечественников на фестивале будет от силы двое (как тебе такое, Миккель Борг Бьёргсо?). Скооперироваться хотя бы с одним было очень важным фактором для бюджета и “кислотно-щелочного баланса”. Ведь попить cantillon 5-15 годов от роду не только дорого, но ещё и сложно, так как бутылку 0,75 кислого пива осилит не всякий желудок и челюсть.
К счастью, мне повезло и мы полностью совпали с человеком во взглядах на шеринг - лучше меньше, да лучше.
Итак, войдя на улицу Gheude я сразу увидел приличную очередь и кучу американского акцента вокруг.
Сам процесс похода на сессию такой - приходи за полчаса до своей сессии и вставай в очередь из таких же как ты, ибо не все быстро выходят из пивоварни.
Что же делать до того как настало твоё время? Конечно пить редкий Cantillon И Hill Farmstead на соседней пивоварне! Там как раз был организован мини-фестиваль с жетонами (1.5 евро - жетон, 1,2 жетона за бокал 0.2). Шикарный факт, что сорта отличались и можно было отлично попить, разогреться. Ни особых очередей, ни негатива не было встречено.
Позже выяснилось, что люди больше стоят в очереди в магазин, чем ходят по фестивалю. Но об этом позже.
Впечатлило, так это люди, выходящие с ящиками cantillon. Почти все американцы по моим оценкам взяли от 6 бутылок.
Внутри тебе надевают цветной без брендирования браслет и выдают отрывные купоны.
10 с лого cantillon и надписью beer. Столько же с надписью food.
Hill farmstead выдают аналогичный набор, но уже в количестве 5 штук напитков и еды.
И далее начинается твой путь по пивоварне, в руках у тебя дегустационный (брендированный, ура) бокал и раздатка с сортами и едой.
Ну и вперёд, навстречу приключениям!
Тебя сразу встречают Grand Cru Broucsella 2012. 3-летний ламбик, сваренный в 2012 и отправившийся в бутылки в 2015 году. Много где в той же Италии его можно найти.
Далее после отличных Brabantiae (гёз выдержанный в бочках из под портвейна) и 50N 4E, ноги сами тебя несут к Главным винтажам вечера.
Gueuze 2004 - 14 лет стояло пиво в бутылках. Дображивало. Стало оно как ни странно после всего этого только свежее, что ли. Гнильца стала уступать место кислоте и таким пивом можно подолгу наслаждаться.
Далее выдавали не менее приятный продукт.
Gueuze 2-3-4 - усложненная версия классического гёза, когда вместо бленда 1-2-3 летних ламбиков берётся 2-3-4 годовалые сорта. Год выпуска 2011, так что ещё 7 лет дображивало. Было вкусно.
Поднявшись на мансарду, можно было выпить лучшее пиво фестиваля, по моему мнению. Nuit Bruxelloise - бленд 2-х и 3-летних ламбиков с виноградом Alicante Bouschet с юга Франции. Очень крутой аромат и вкус, немного даже захотелось на мотив песни из мультика запеть:
“Брюссельская нооочь, волшебный Ван Роооой”
И вы только гляньте на эту великолепную этикетку. Я даже выпросил себе экземпляр наклейки.
После всех остальных комнат с Cantillon шли Hill Farmstead. Они, честно признаться, запомнились только своей фруктовой Flora ( Blueberry, Black Currant, Raspberry, Cherry). Возможно повлиял фактор, того что за два дня до этого я был на куда более привлекательной дегустации HF, нежели в Брюсселе.
Свой путь на фестивале завершался в баре, где наливали оставшиеся сорта и подавали неведомого возраста сыр. На вид ему было больше 5-8 лет, вкус был соответствующий.
На весь путь от начала до конца уходит где-то час, можно и быстрее, но я встретил боевой состав миланского Lambiczoon и пришлось попить подольше и побольше, так как ребята давние друзья Cantillon и им давали чуть больше попить (ну вы знаете эту щедрость итальянцев).
В итоге на выходы было два варианта - идти продолжать или постоять в очереди в магазин. Очередь была на 1,5 часа и кажется, что там будет конфитюр и lambic bio. И так попьём.
Как бы не так. Всем гостям фестиваля давали возможность купить набор из трех бутылок за 48 евро. Два сорта, но три бутылки. Вот их рейтинги:
Короче говоря, я постоял.
IV
Ну а что же делать дальше? Конечно продолжать!
Немного придя в себя, мы приняли решение проверить, какие бары открыты.
На нашем пути первым был Moeder Lambic. Туда привезли несметное количество редких бутылок и кег. Самые старые, естественно, сразу выпили американские гости и пришлось довольствоваться всяким 2012 годом, бгг.
Паштет и набор сыров великолепно подходил под 50N 4E - Gueuze выдержанный два года в бочках из-под коньяка. Как пишут авторы - second hand barrels. Всем бы такой секонд находить, получше чем у Macklemore вышло.
Чтобы отправиться дальше, Cantillon’у явно требовалось дать небольшой перерыв.
Потому пошли мы в бар со звучным для многих жителей Москвы и Хьюстона названием - Dynamo.
Шёл седьмой час вечера, а бармен едва ходил по бару и явно не был готов открываться. Мы его уговорили, а зайдя поняли в чем была проблема. Пока везде был Cantillon, у парня был Tap Takeover от Alvinne. Как он позже нам рассказал, тусили американские гости у него до 8 утра и он до сих пор еле стоит на ногах. Тяжела работа бельгийского бармена, конечно.
Близился вечер, а мне утром гнать в Кёльн, потому нужно было финально где-то залечь. Естественно в следующем Moeder Lambic. Там всё мероприятие было на последнем издыхании, толпы не было, бармены были приветливы и милы. Редких бутылок соответственно совсем не осталось (где-то я о подобном писал, да?), но мы нашли чем себя занять и волшебно завершили вечер.
После чего по классической схеме я, выставив музыку в наушниках на максимум, практически долетел до хостела и блаженно уснул, едва коснулся головой подушки.
Эпилог
Конечно можно было сократить всю эту историю или наоборот расписать и вкус каждого сорта. В любом случае описать эмоций, которые получаешь от такой заинтересованности людей, собирающихся со всего мира, чтобы больше узнать о продукции семьи Van Roy, вряд ли удастся. Но я пытался.
Уже 29 сентября нас ждёт другое мероприятие от Cantillon, но это совсем другая история.