Нынешним летом наша страна живет футболом, что накладывает отпечаток на все сферы жизни. Вот, например, автомобили: на чем лучше перевозить футбольную команду, чтобы и с комфортом, и не делать лишних рейсов? В обычную легковую машину влезает лишь четверо пассажиров, то есть на 11 человек таких нужно минимум три. Микроавтобус или минивэн вместительнее, но он, как правило, громоздкий и не везде проедет, особенно если говорить о грунтовке, а ведь мало ли куда пожелают клиенты. Оптимальный выход — кроссовер с тремя рядами сидений: и выглядит респектабельно, и бордюров не боится, и на борт принимает шестерых пассажиров. Стало быть, на команду требуется всего две таких машины, причем в одной и для тренера место останется, — но какие выбрать? По итогам прошлого года самым продаваемым из таковых в России был Kia Sorento Prime, но в этом году его обновили, а самым перспективным соперником для корейца, скорее всего, станет Skoda Kodiaq нижегородской сборки.
Конечно, привязка к футболу несколько натянута: какая же уважающая себя звезда спорта полезет на третий ряд? Поскольку оба кроссовера относительно компактны, особого простора там не наблюдается, разве что Месси поместится без проблем. Хотя в Kia и он будет подпирать потолок головой, зато здесь чуть больше места для ног, ведь и сам корейский кроссовер на 10 сантиметров длиннее Шкоды… Ладно, будем считать, что перевозим не участников мундиаля, а юношескую команду, — тогда все встанет на свои места, тем более что сиденья второго ряда в обоих кроссоверах двигаются вперед-назад, и компромисса добиться несложно. Хотя, думается, юные спортсмены с большей охотой оккупируют корейскую галерку, где имеются не только подстаканники, но и персональное управление микроклиматом, пусть и в сильно усеченном виде.
На втором ряду в обоих кроссоверах одинаково вольготно, а в наших автомобилях, представленных богатыми комплектациями, еще и масса дополнительных удобств. У обоих имеются шторки на окнах и откидные центральные подлокотники, но у Шкоды есть еще и добротные столики в спинках передних сидений. Зато у Kia практически нет центрального тоннеля, что оценит тот, кому выпадет сидеть посередине. Вообще, Skoda традиционно отличается вниманием к мелочам — взять хотя бы россыпь крючков в багажнике и выдвигающиеся накладки, защищающие двери при открывании, — но есть свой козырь и у Kia: здесь как-то уютнее, мягче, почти по-домашнему, как из-за материалов отделки, так и благодаря дизайну.
В полной мере это относится и к рабочему месту водителя: Skoda — хайтековый офис с плоскими поверхностями и прямыми углами, Kia — апартаменты без особых претензий и архитектурных излишеств, но с винтажным шармом. В топовой комплектации у Кодиака больше и диагональ сенсорного дисплея, который реагирует на приближение руки, и количество USB-разъемов, но беспроводная зарядка для смартфона есть и в Sorento, а бокс-подлокотник между передними сиденьями здесь просто необъятных размеров. Чуть больший диаметр здесь имеет и рулевое колесо с удобными кнопками управления второстепенными функциями, да и водительское кресло с электрорегулировками и памятью рассчитано на человека более внушительной комплекции.
Впрочем, эргономика не вызывает нареканий в обоих кроссоверах, диапазоны регулировок более чем достаточны, хороша и обзорность, хотя у Шкоды наружные зеркала чуть меньше. Однако национальные особенности все же есть: например, управление головным светом у Шкоды организовано на европейский манер, ручкой слева от руля, в то время как у Kia эти функции традиционно возложены на подрулевой переключатель. И к приборам приходится привыкать, пересаживаясь из одного автомобиля в другой: если в Sorento доминирует большая и информативная шкала спидометра, то в Кодиаке она уравнена в правах с тахометром, а радиальная оцифровка и невысокая контрастность несколько затрудняет восприятие показаний. Хорошо, что и там, и там цифры скорости можно вывести на дисплей компьютера, — но вот номер текущей передачи Kia, в отличие от Шкоды, показывает не всегда.
Кстати, о передачах: по их количеству обновленный Sorento Prime обыгрывает Kodiaq, что называется, в одни ворота, если под капотом, как у нас, 2,4-литровый турбодизель. В базовой модификации с бензиновой «четверкой» корейцы оставили прежний шестиступенчатый «автомат», а остальные снабдили новой восьмиступенчатой коробкой, которая позволила улучшить и экономичность, и динамику. Если верить паспортным цифрам, 200 корейских «лошадок» разгоняют кроссовер до 100 км/ч всего на полсекунды быстрее, чем 150 чешских, причем независимо от того, выдает ли их 1,4-литровый бензиновый турбомотор или двухлитровый дизельный. Если же под капотом Кодиака два бензиновых литра и 180 л. с., ускорение бодрее, чем у Sorento, на внушительные полторы секунды, и это объяснимо: здесь стоит роботизированная коробка DSG, славящаяся расторопностью. А вот по части надежности у нее не столь положительная репутация, как у классических «автоматов», и не так уж важно, о каком именно агрегате идет речь — старом шестиступенчатом у базовой версии или новом семиступенчатом.
Нам удалось поездить на обоих бензиновых вариантах Кодиака, и динамика обоих впечатляет, особенно если перевести селектор в спортивный режим. А дизельный Sorento покорил плавностью разгона, а также количеством ездовых режимов: помимо спортивного, экономичного и комфортного, можно выбрать позицию Smart, когда трансмиссия, рулевое управление и прочие системы сами адаптируются под условия и стиль вождения. Зато у Шкоды, где тоже есть возможность выбора режимов, можно совместить, к примеру, комфортный алгоритм усилителя руля со спортивным режимом коробки. Кстати, оба кроссовера имеют довольно «короткие» рулевые механизмы, чуть более двух с половиной оборотов от упора до упора, но реагируют на повороты баранки по-разному: Kia и здесь мягче и плавнее, в то время как Skoda отзывчивее и острее.
Получается, что ездовые манеры Sorento Prime лучше подходят для перевозки пассажиров, Kodiaq же подзуживает побыстрее их высадить, чтобы предаться драйверским утехам. И характеристики подвески лишь подкрепляют такое позиционирование: у корейского кроссовера плавность хода выше, в чешском на мелких неровностях потряхивает чуть больше, но нет раскачки на волнах. Зато на плохой дороге пассажиры Шкоды будут вознаграждены: здесь подвеска более энергоемкая, в отличие от Kia, чьи пружины гораздо проще пробить до буферов, особенно на ходе отбоя. Да и геометрические параметры говорят о том, что Sorento Prime — более городской автомобиль: клиренс немного меньше, бамперы висят немного ниже, хотя муфта подключения задних колес работает ничуть не хуже, чем у Кодиака.
А как насчет ключевого фактора — стоимости? Конечно, оба кроссовера вовсе не обязательно приобретать в топовых исполнениях, как тестовые автомобили: и Sorento Prime, и Kodiaq можно получить без кнопок запуска двигателя и стояночного тормоза, без электропривода двери багажника и даже без полноприводной трансмиссии. На первый взгляд Skoda нижегородской сборки гораздо привлекательнее, от 1,34 миллиона рублей против 1,85 миллиона за Kia, но есть нюанс: корейцы традиционно предлагают фиксированные комплектации, между тем как в европейской традиции существуют длинные списки опций. Одна из них — пресловутый третий ряд сидений, который можно заказать практически на любой Kodiaq, для Sorento же он доступен начиная с относительно богатого исполнения Prestige. Это уже 2,29 миллиона рублей за корейский кроссовер с бензиновым двигателем, шестиступенчатым «автоматом», кожаным салоном, ксеноновыми фарами, камерой заднего вида, навигацией и т. д. Skoda с базовым мотором и шестиступенчатым же «роботом» за аналогичные деньги будет оснащена чуть беднее, хотя в этом случае есть возможность сэкономить на опциях. В конечном счете вопрос выбора — это вопрос доверия тому или иному производителю, а оно не всегда базируется на разумных доводах, как и любовь к той или иной футбольной команде.