Первый признак. Уникальность человеческого ресурса в том, что он - единственный НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ компании - удивлены? В самом деле, рабство отменили уже давно, а все еще есть работодатели, которые до сих пор почему-то искренне обижаются, когда сотрудник, с которым они проработали вот уже о-го-го-го сколько лет, заявляет о своем желании покинуть компанию. Да, привыкли, да, доверились, пуд соли съели - и что, этот предатель! собирается их покинуть!
Тем не менее, это правда - человеческий ресурс компании не принадлежит. Отсюда вывод - удерживайте лучших людей и относитесь к сотрудникам, как к взрослым людям. Мне думается, что лучшую среду для этого - чтобы удерживать свой самый ценный и дорогой ресурс - можно сформировать, нанимая тех, с кем рядом работать не только приятно, но и полезно с профессиональной точки зрения. Выдающиеся коллеги, которые еще к тому же и профи - самое важное преимущество для других. Посредственностей много, а вот тех, кто ведет за собой - намного меньше.
Признак второй. Любую технологию можно украсть. С криминальными и административными последствиями, но тем не менее. Как вариант - можно скопировать. Китай этому живой пример. Не секрет, что на все мировые бренды в Китае уже давно сделаны копии - сумки, одежда, часы, техника и так далее. Если вы что-то ищете - загляните на Алиэкспресс - там оно уже есть:) А вот персонал - нет. Его НЕВОЗМОЖНО ПОВТОРИТЬ, поскольку именно у вас подобрались такие люди. По возрасту, по полу, по соотношению мужчины/женщины, по наличию образования и так далее. Но самое главное - по наличию у всех этих людей определенного набора ЦЕННОСТЕЙ, за которые они ценят то место, где они работают, т.е. вашу компанию. Еще по набору тех ЗНАНИЙ и ИДЕЙ, которые с собой приносят ваши сотрудники. ЕГО НЕВОЗМОЖНО ПОВТОРИТЬ и лучше сохранять, поскольку была свидетелем многих примеров, когда неудовлетворенные сотрудники уходили вместе с частью клиентов и открывали собственное дело, потом съедавшее бывшую "материнскую" компанию.
Признак третий. Технологию можно повторить или скопировать - это уже общеизвестный факт. В таком случае, чем технология одной компании отличается от технологии другой компании? Не понимаете, о чем я? Самый простой пример - зайдите в магазин. Продавцов, практически всех уважающих себя и стремящихся оставить клиентов довольными компаний, обучают технике продаж. А теперь вспомните - когда и где вы получали удовольствие от покупки? Техника продаж одна и та же - НО ОБСЛУЖИВАЮТ ЕЕ РАЗНЫЕ ЛЮДИ. Поэтому, третий признак - в существующих условиях рынка ваш персонал МОЖЕТ БЫТЬ/а МОЖЕТ И НЕ БЫТЬ - вашим конкурентным преимуществом .
Вот и все - все просто. И если вы про это не знаете или не в курсе - искренне сочувствую, но, харакири - личное дело каждого самурая, можете не верить:) Но реальность такова, что тот, кто в курсе - будет и действовать соответственно, и накапливать свой уникальный ЧР и им управлять ГРАМОТНО. А это есть залог успеха ЛЮБОЙ компаниии.