Мы приближаемся к Москве. Ночь наступает очень быстро, на снижении уже совсем темно.
И облачно.
Ссылка на начало истории
А еще в небе тесно - московское воздушное пространство перегружено, диспетчер сообщает, чтобы мы на скорое приземление не рассчитывали и ожидали задержку с прибытием.
Сканирующий облака метеорадар показывает что-то весьма занятное. Эти локаторы умеют определять неспокойные места (то есть, болтанку) в особо "мокром" воздухе и сейчас он рисует красивые фиолетовые картинки нам на загляденье. В ожидании дальнейших указаний мы летим на эшелоне 140, лавируя по тонким коридорам между разноцветными - желтыми, зелеными, красными... в фиолетовую крапинку, пятнами, и пока этому увлекательному занятию конца и края не видно.
Наш самолет прилично болтает. Учитывая темень вокруг, разбавленную равномерными вспышками бортовых огней нашего самолета, отражающихся от облачности, обстановочка совсем даже нескучная. Нагнетает!
Щупаю радаром аэропорт Домодедово - с восточной стороны стоит мощная желтая блямба, а ее родственники размером поменьше подбираются к аэродрому с юга - ветер дует как раз оттуда.
По логике вещей - осень на дворе - и визуально на настоящую грозу это не похоже, хотя ожидать можно чего угодно. В любом случае, летать там не стоит. Кроме болтанки, наверняка более сильной, чем мы сейчас испытываем, в таких пятнах нас может ждать сильное обледенение, или много воды, забивающей двигатели, в общем, мало приятного.
Периодически нас ощутимо потряхивает. Облака регулярно озаряются вспышками от стробов нашего Боинга... А прямо перед глазами, по стеклам кабины, нет-нет, да проскакивают искры - температура за бортом -4, самое то для электризации самолета (зрелище "чертиков", бегающих перед тобой по стеклу, безусловно, завораживает, но лучше без них). Включаю свет в кабине.
- Хоть не так жутко!
Свет в кабине нивелирует всполохи от стробов самолета, на фоне болтанки действующих на нервы. Сообщаю пассажирам о том, что нам предстоит задержка с прибытием минут на двадцать и успокаиваю насчет тряски самолета.Не стоит волноваться - она самолету не страшна. Спокойный и уверенный голос капитана - лучший инструмент!
Тем временем, мы получаем от диспетчера указание - взять курс на Марьино и снижаться до эшелона 120 (12 000 футов). Но только что зародившийся оптимизм, что нам скоро предстоит выполнить посадку, разбивается следующим сообщение о том, что захода с прямой нам не ждать, на этом же эшелоне пролететь Картино и рассчитывать дли-и-инный заход через маяк VOR.
А с той стороны аэродрома стоит мощная засветка, на которую мы только что любовались. Пока мы летали, она никуда не ушла, а ее родственники подобрались еще ближе. Туда лететь не хочется. Там нам придется несладко.
В голове уже давно роятся мысли... Все может быть, надо быть готовым к отступлению.
- Парни, давайте-ка подготовим схемы Шереметьево. На всякий случай.
В такой ситуации наличие третьего человека в кабине сложно переоценить, учитывая, что второй пилот - стажер, пусть даже и на выданье.
Диспетчер интересуется, сможем ли мы выполнить схему "майк", через VOR. Отвечаю, что на этом эшелоне - навряд ли. Полет идет в облаках, далее на этой высоте стоят засветки и туда мы не полезем. Диспетчер с готовностью соглашается, и подтверждает, что борты в том районе их тоже обходят. Спрашивает, куда нам лучше лететь? Говорю, что лучше всего - развернуться обратно, в сторону Марьино.
По-крайней мере, там мы уже только что пролетели.
Разворачиваемся, летим в противоположную от аэропорта сторону. Топливомер показывает, что через 10 минут случится необходимость принятия решения - лететь на запасной аэродром Шереметьево или оставаться в небе поблизости от Домодедово, в надежде получить разрешение на скорую посадку. Которая будет зависеть от разных факторов - от количества бортов перед нами и от погоды.
А погода мне нравится все меньше и меньше - мощная засветка наползает на аэродром, очевидно, что там прольется очень сильный дождь. А что насчет количества бортов, собравшихся совершить посадку перед нами, то есть, задерживая нас?
Эти мысли я озвучиваю вслух, вовлекая экипаж в обсуждение .
Интересуюсь у диспетчера: "Какова вероятность посадки в пределах следующих пятнадцати - двадцати минут?" Получаю неутешительный ответ - вероятность мала. Это еще один довод в пользу зарождающегося в голове решение.
Да, мы можем остаться с целью произвести посадку на аэродроме назначения, правила это позволяют. Но в нашей ситуации это означает посадку на последней тонне керосина, что дюже некомфортно, учитывая то, что аэродром вот вот накроют сильные осадки. А вдруг потребуется уход на второй круг по любой из всевозможных причин? Если так, то с малым остатком керосина мы поставим себя в очень незавидное положение - дефицит топлива, времени и вариантов - останется лишь единственная попытка совершить посадку, то есть, ее надо будет выполнить во что бы то ни стало. Перспектива загнать себя в угол меня категорически не устраивает! Уверен, будь пассажиры в курсе наших рассуждений, они бы тоже были против такого решения.
Диспетчер интересуется насчет нашего топлива. Отвечаю: "Через 10 минут рубеж ухода на запасной в Шереметьево". Диспетчер говорит, что в этом случае он рекомендует нам следовать на запасной.
Что ж. Принимаю данное решение. Еще раз обрисовываю ситуацию экипажу, хотя она и так уже видится понятной.
- Так безопаснее! Лучшие приземлиться на запасном, дозаправиться, взлететь и еще спокойно покружиться, чем среди засветок летать на определенном удалении от аэродрома в ожидании своей очереди и пялиться в топливомер.
* * *
Вот теперь начинается работа! Мы летим в направлении Шереметьево, аэропорт рядом. Необходимо успеть подготовиться к заходу на посадку на малознакомом аэропорту - до этого я бывал там лишь однажды, в очень схожих обстоятельствах. А парни и не были вовсе.
Нахожу возможность сообщить пассажирам:
- Дамы и Господа! Говорит командир корабля. У меня не самая радостная новость - из-за перегруженности аэродрома Домодедово и погодных условий мы не можем совершить посадку, поэтому сейчас мы следуем на запасной аэродром Шереметьево. Мы рассчитываем произвести посадку в пределах двадцати минут, после чего приложим все усилия для минимизации задержки. Я надеюсь на ваше понимание, приношу извинения за доставленные неудобства. Благодарю за внимание!
- Ladies and Gentlemen, this is your Captain...
Парни подготовили нужные схемы. Я беру управление на себя - обучение пилотированию сейчас уходит на второй план, а на первом неожиданно оказалась незапланированная задача - получение опыта ухода на запасной аэродром.
В чем главная сложность? В скоротечности. Если запасной аэродром находится очень близко, то экипаж испытывает дефицит времени для подготовки к заходу на посадку. А она должна быть качественной всегда, несмотря на усталость и прочие факторы, включая погоду. Тем более, к посадке на незнакомом аэродроме следует готовиться более тщательно.
Хорошим вариантом является зона ожидания, которую можно запросить у диспетчера. Лишние 10 минут полета в данном случае пойдут только на пользу - ты уже над аэродромом, у тебя еще есть топливо, и появляется столь нужное время для подготовки к посадке. Не надо торопиться, сломя голову - в спешке ее можно-таки и сломать.
Мы начали подготовку заранее, еще до принятия решения об уходе. Поэтому, это дает нам возможность хоть и не совсем комфортно, но достаточно полноценно подготовиться к заходу. Раздражающие факторы все равно нагнетают, болтанка тоже никуда не делась, всполохи от стробов, чертики на стеклах - такое чувство, что голова устала и просит оставить ее в покое.
Потерпи!
Надо быть очень внимательным, ничего не пропустить. Еще раз проверяю, чего мы успели понастроить - в компьютере, на пультах радионавигации, и краем глаза замечаю, что аэродром-то уже близко! Точнее, мы его даже оставили справа позади, и кто знает, что на уме диспетчера, взявшегося нас векторить. Мы вполне можем ожидать отворота на посадочный курс в ближайшие минуты, а ведь мы еще летим на чистом крыле!
Даю команду на выпуск закрылков в положение 1. Затем 5. Нашу скорость. Теперь мы уже гораздо более подготовлены... и тут же получаем команду на разворот на посадочный вправо и разрешение на заход.
Хех! Вовремя! Предчувствие меня не обмануло, и у нас все хорошо. Мы подготовились!
Снижаемся на предпосадочной прямой. Болтанка стихла, облачность попрощалась с нами парой сотней метров выше. Мелкий дождь растекается по стеклу, не мешая обзору. - дворники включать не придется.
...Сели.
Теперь отсюда надо как-то умотать.
* * *
Мы приземлились в мокром Шереметьево. Осталось всего ничего - зарулить. Прошу Сашу помогать, контролируя руление в незнакомом аэропорту. Он сидит сзади с айпадом, на котором установлен электронный Jeppesen, и Сашина пара глаз явно не будет лишней.
Нагрузка от только что случившихся приключений постепенно отпускает, а в голову уже лезут мысли о том, как бы побыстрее отсюда улететь.
Заруливаем на стоянку, выключаемся. Прошлое путешествие в Шереметьево мне запомнилось тем, что после высадки пассажиров, аэродром, недолго думая, распустил их по домам.
Мол, прилетели, расходитесь. Даже тех, кто был не против долететь с нами до Домодедово, а таких было большинство. Я даже не поверил тогда, что такое вообще возможно - ходил по вокзалу, искал наших пассажиров. Тщетно.
Выхожу на связь с пассажирами, извиняюсь за посадку на запасном, за задержку, неудобства, обещаю приложить все усилия для минимизации...
Мы-то приложим, а вот как получится - сам не знаю. От разных служб зависит. Мы тоже заложники ситуации.
Честно говорю, что время стоянки может занять час-полтора.
Связываемся с местными службами. Они молодцы - к моменту заруливания нас уже ждали. Даже два автобуса прибыли. Интересуюсь, получится ли произвести заправку с пассажирами на борту, а тех, кто изъявит желание выйти - высадить? Получаю утвердительный ответ.
Уже хорошо!
Вызываю проводника. Объясняю ей ситуацию. Спрашиваю:
- Юля, как там пассажиры?
- Ой, они такие встревоженные, злые. Очень много трансферников, они все переживают, ругаются!
Что ж, ожидаемо. Правда, ругани не хочется.
- Юля, объявите, пожалуйста, что пассажиры без багажа, желающие выйти в Шереметьво, могут это сделать.
- Хорошо!
* * *
Работа кипит. Местной топливной компании нужно гарантийное письмо, чтобы приступить к заправке. Танкер уже стоит у самолета. Звоню в ЦУП, разъясняю ситуацию. Прошу так же прислать расчет полета в Домодедово, и через пять минут они приходит прямо на борт - на самолете установлен ACARS и его принтер услужливо распечатал нам метр бумаги с планом полета.
Появилось время выдохнуть. Пойду-ка, обойду самолет под дождиком.
Выхожу в салон, в нем толпятся пассажиры, ноне шумят, с виду все достаточно спокойно.
И заправщик уже здесь. И пожарная машина, требуемая при заправке с пассажирами на борту. Ждем только формальностей с гарантийным письмом.
Подбегает какой-то наземный работник, здоровается, жмет руку. Спрашивает, что нам нужно из обслуживания? Говорю: "Побыстрее заправиться и улететь отсюда. Все остальное устраивает, спасибо!"
Он улыбается. Задает вопрос, который я уже слышал много-много раз.. Но здесь, в Шереметьево, мы все еще в диковинку:
- Вот скажите мне, пожалуйста, а чем Глобус от С7 отличается?
Да ничем. Это и есть S7 Airlines, как и братская авиакомпания "Сибирь".
* * *
...Возвращаюсь в самолет. Снова звоню в ЦУП. На том конце провода уверяют, что гарантийное письмо отправлено. Ждем начала заправки, проясняю ситуацию пассажирам. Да вот вошедшая Юля приносит нехорошие вести:
- Там несколько пассажиров отвратительно себя ведут, говорят, что мы специально здесь сели, и вообще, мы им врем - мол, из Домодедово самолеты вылетают, аэропорт не закрыт.
- Юля, но Вы же проводник со стажем, объясните, что вылет и прилет это все-таки, разные вещи!
- Я им объясняю, но там женщина одна... просто блок включила! Ничего не хочет слушать, только обвиняет нас во всех грехах. И трансферники волнуются.
- Это-то понятно. Если они дальше летят на нашей авиакомпании, объясните им, что они в любом случае улетят, только, возможно, не сегодня.
- Конечно, я объясняю по мере сил. Но они все какие-то укушенные.
Понять пассажиров можно. Но и нас поймите! Собираюсь с мыслями, беру в руки микрофон. Говорю:
- Дамы и Господа, минуточку внимания. Я бы хотел вам сказать о том, что самолеты без топлива не летают. В нашей ситуации, если бы мы решили до последнего летать над Домодедово, мы могли бы превратиться в планер, так как в небе над Домодедово скопилось очень много самолетов и нам пришлось бы ждать очень долго. Поэтому мы приняли решение не доводить до этого и приземлиться здесь. В первую очередь я отвечаю за вашу безопасность, расписание в данном случае - это дело второе. Я очень надеюсь на ваше понимание! Мы тоже совершенно не получаем удовольствие от нахождения здесь и тоже хотим домой. Пожалуйста, примите это к сведению! Мы делаем все возможное, чтобы побыстрее улететь. Спасибо за внимание!
Подумалось, что после такой информации народ должен успокоиться!
Прибегает супервайзер, сообщает, что можно, наконец, начинать заправку! Я предупреждаю Юлю, что сейчас начнется заправка с пассажирами на борту, проводники начинают стандартную для этих случаев процедуру. Второй пилот идет на улицу, сообщить заправщику количество топлива и помочь, если что потребуется.
* * *
Самолет заправлен. Супервайзер сообщает, что теперь у нас остались только два сдерживающих фактора - нужно получить подтверждение от их Отдела сборов и флайтплан от нас.
Хм. Последний уже должен быть подан. Звоню в компанию, уточняю. Да, так и есть, FPL уже давно отправлен. Ладно, одной проблемой меньше.
- А что там с Отделом сборов? Как их можно поторопить?
- Попробуйте на Транзит выйти, спросите, как там ситуация.
Время играет против нас - пассажиры спокойнее не будут. Так всегда - обязательно в спокойно толпе найдутся несколько человек, которые своим поведением заведут остальных. Раньше мне всегда удавалось довольно успешно это сдерживать открытостью и информированием пассажиров, но сегодня какой-то особый случай.
- Пятница, 13-е, - мрачно шутит Саша.
Точно! Я и позабыл, какой сегодня день! Нет, я не суеверный, но в свете того, что происходит: смена рейса, смена погоды, необычная болтанка, уход на запасной, проблемы с пассажирами, ожидание действий от какого-то там Отдела сборов...
Транзит сообщает, что Отдел дает "добро". Вроде теперь ничто не мешает нам лететь?
Супервайзер уходит, желает нам всего самого хорошего и приглашает почаще прилетать. Шутник!
Прошу салон занять свои места, пристегнуться и быть готовым к отправлению.
* * *
Трап не отъезжает. И через две минуты не отъезжает. И через три. Видеокамера показывает, что в переднем вестибюле стоит какая-то женщина и не хочет идти в салон. Ну что там опять?
Вызываю Юлю. Спрашиваю, что там происходит.
- Понимаете, там женщина одна.. Вся на нервах... Ей в Барнаул надо лететь, а ей сейчас дочка покупает билет на какой-то рейс из Шереметьево и она просит подождать три минуты, чтобы узнать, купила та ей билет или нет...
Моя голова отчаянно просит дать ей поехать, силой воли приказываю ей возвратиться на место. Что ж, подождем, "будем людьми", как нас попросила эта женщина, со слов Юли. До этого, вероятно, мы были нелюдьми, сев на запасном.
Через пять минут женщина сходит, трап уезжает, двери закрываются. Казалось бы, можно улетать?
У диспетчера на этот счет свое мнение.
...Десять минут назад мы попробовали запросить разрешение на частоте Деливери. Там было молчание. Раз так, на крайней частоте, с которой работали на рулении, спрашиваю, почему там молчат. И получаю недовольное резкое:
- Глобус 44, а вы NOTAM читали?
Хм. Читали. Краем мозга вспоминаю, что там что-то было о каких-то частотах в Шереметьево, но такая информация, не относящаяся к регламентам и прочим закрытиям аэропорта обычно вскользь пробегается и быстро забывается.
- Читали. Напомните, пожалуйста!
- А вы что, NOTAM не читали?
Это уже начинает раздражать. Нормальный airmanship между диспетчером и пилотом подразумевает взаимопомощь. Мы и так донельзя задерганные, и еще этот развязный тип, сидящей в своей теплой диспетчерской будке с чашечкой кофе...
- Я извиняюсь, мы сейчас в Москве или в Израиле, зачем вы вопросом на вопрос отвечаете?
- Ну так читайте NOTAM, там все написано. В Шереметьево в ночное время Delivery не работает, получать разрешение на частоте руления.
То есть, у него же и получать.
- Большое вам человеческое спасибо!
5 лет прошло с этого рейса, а пишу эти строки - и так и хочется передать "спасибо" этому диспетчеру лично.
Это было десять минут назад. А теперь двери закрыты, частота руления настроена - то есть, все тот же вредный дядька. Просим у него разрешение на вылет.
- Глобус 44, работайте с Перроном.
По правилам, если он отправляет нас на другого диспетчера, он должен сообщить частоту. Он же - не сообщает и делает явно намеренно.
- Мудак! - мой экипаж единодушен.
Нажимаю кнопку радиопередачи:
- Руление, я извиняюсь, конечно. Но у вас тут на севере Москвы все такие или только вы? Мы на запасной прилетели, у нас и так головы кругом идут. Бываем у вас нечасто и какие-то нюансы можем упустить. Сообщите частоту Перрона, пожалуйста.
Нехотя, как будто делает одолжение, диспетчер сообщает нам эту частоту, правда, я уже и сам нашел ее на схеме. Еще раз "по-человечески" благодарю.
Мда!
Ни разу не слышал, чтобы диспетчеры Домодедово так издевались над Аэрофлотом, оказавшимся в подобной ситуации, хотя последние тоже порой отмачивают... Помню, один раз запросили взлет еще на стоянке: "Аэрофлот ХХХ, разрешите предварительный, к взлету готов!" - ну с кем не бывает, оговорился второй пилот... Посмеялись, пошутили по-человечески... А тут... Весь позитив от дружелюбного отношения наземников куда-то испарился.
Перрон огорошивает тем, что по согласованию с Домодедово время нашего вылета - не ранее 12 часов по Москве. Двери закрыты, пассажиры сидят, все готово к старту. Но время вылета - не ранее, чем через 20 минут. То есть, как минимум еще пять минут нам сидеть при закрытых дверях и ждать разрешения на запуск.
Бедные наши пассажиры, бедные наши проводники!..
Вызываю Юлю. Говорю, что через пять минут начнем запуск, а по нолям рассчитываем взлететь.
- Как там пассажиры, Юля?
- Очень плохо! Некоторые, как будто с ума сошли. Обвиняют нас во всем, говорят, что мы им врём все время, матерятся! Я уже не знаю, как им объяснить, говорю "может, вы меня сейчас еще бить начнете?", а там два мужика говорят: "А то и начнем"!
- Вот как? А где сидят?
- Там две семьи возмущаются больше всех, 6-й и 8-й ряд.
Беру микрофон:
- Говорит командир корабля. Мне доложил старший бортпроводник о том, что пассажиры на 6-м и 8-м ряду ведут себя неадекватно и угрожают применить физическую силу по отношению к экипажу. Я обращаюсь к вам и говорю вполне откровенно - обещаю, если вы не успокоитесь, то мы прямо сейчас снова откроем двери, вызовем полицию и проведем все необходимые в этом случае процедуры, как при угрозе членам экипажа. И задержка при этом растянется на неопределенное время. В последний раз прошу проявить понимание - мы выполнили посадку исключительно в целях безопасности, а не потому что нам так захотелось. Спасибо за внимание!
Ну что за день такой! Никогда еще в моей практике, даже при посадке год назад на запасном в Нижнем Новгороде, где мы несколько часов проторчали без трапа,пассажиры не вели себя так отвратительно! Ну как можно быть таким неадекватом! Как можно не понимать, что сидим мы здесь не потому, что так нам захотелось!
Саше приходит смс-ка от его коллеги: "Вроде в салоне все спокойно". Хорошо, если так и будет.
* * *
23:45. Получаем разрешение на запуск.
Запускаемся. Тепло прощаемся с техником. Запрашиваем разрешение на руление...
- Глобус 44, Шереметьево-Перрон, ждать до команды!
Ну что опять!
- Перрон, Глобус 44, что на этот раз? Нам рулить еще минут 10, как раз после нулей взлетим, у нас пассажиры уже на последних каплях терпения, нам хочется побыстрее улететь.
- Глобус 44, вот сейчас слева от вас зарулит Оренэйр к гейту, после него начинайте руление на 7-ю РД, на ней работайте с Рулением.
Смотрю налево, да, там появился В777 оренбуржцев. Теперь понятно, почему ждем. Но сразу-то нельзя было сказать причину ожидания? Напряжение буквально висит в нашей кабине, но там, на диспетчерской вышке, этого, конечно же, не видят и не понимают.
...Улетели.
* * *
- Москва-Подход, добрый вечер, Глобус 44, в наборе эшелон 70.
- Глобус 44, Москва-Подход, вечер добрый. Курс 120, набирайте эшелон 100. Для информации - ожидайте задержку из-за воздушной обстановки в Домодедово
Вот так. Как будто ничего и не поменялось. Но только теперь мы в состоянии летать больше полутора часов над Домодедово! Правда, пассажиры не поймут, чего мы опять не садимся.
Начинается болтанка. Опять ныряем в узкие места "фиолетовых" зон, отмечаемых радаром. А впереди смачная засветка, нам нужно отвернуть влево...
- Подход, Глобус 44, скажите, а как долго нам летать на эшелоне 100, а то здесь болтанка и засветки впереди?
- Глобус 44, какой курс желаете для обхода?
- Глобус 44, если честно, мы желаем курс прямо на Домодедово со снижением. Мы с запасного летим и у нас сзади пассажиры на последних каплях терпения, нам хотелось бы по возможности, совершить посадку побыстрее.
Пауза
- Глобус 44, подтвердите, у вас медицинские проблемы с кем-то из ваших пассажиров?
- Нет, но если мы не поторопимся, у нас будут медицинские проблемы с кем-то из наших бортпроводников!
- По-о-онял!
Пауза...
- Глобус 44, разворот влево на Марьино, снижайтесь эшелон 60, рассчитывайте заход Гекла 14 Альфа на ВПП 14 левую.
Первая хорошая новость за последнее время!
Снижаемся. До меня внезапно доходит, что мы до сих пор не подготовили кабину для посадки и не провели брифинг! Вовремя вспомнилось - еще есть достаточно времени для этого.
Делаем.
- Парни, давайте соберемся. Мы уже все устали, внимание притуплено. Повнимательнее!
Наконец-то мы летим внизу облачности и болтанка нас отпустила. Но не дождь - он льет, заливает стекла, и даже на посадочном курсе мы все еще не видим полосу!
- Сергей, по моей команде будь готов включить щетки на максимум. Ок?
- Хорошо.
Пока летишь в глиссаде по приборам, шум и мельтешение щеток "дворников" только раздражает. Но потом их надо обязательно включить - чтобы что-то разглядеть при посадке.
- Глобус 44, ветер 150 градусов, 3 метра в секунду, посадку ВПП 14 левая разрешаю.
- Глобус 44, посадка разрешена.
Дождь и не думает стихать, и совершенно не к месту в голову снова приходит мысль об отсутствии зонта... Сначала надо сесть, чтобы зонт использовать.
Впереди расплываются огни ВПП. Прошу Сергея включить дворники на максимум. Замелькали, застучали. Но теперь гораздо лучше видно, хотя оставшаяся на стеклах водная пленка все равно немного искажает обзор.
Ночная посадка в условиях сильного дождя непроста! ВПП, залитая водой, создает эффект "колодца" - глазам трудно зацепиться за землю, чтобы оценивать высоту самолета для правильного выравнивания и приземления. В этом случае здорово выручает чтение высоты до земли, на В737 это делает электронный помощник.
- Fifty..
Доклад совпадает с пролетом торца. Щетки молотят перед глазами, полоса феерически блестит, отражая свет своих огней и от фар нашего самолета.
- Thirty
Полоса быстро приближается, блеск огней так и тянет опустить взгляд, чего совсем не надо делать. Взгляд вдаль!
Плавно выбираю штурвал "на себя", одновременно чуть сбрасывая обороты двигателям, не давая самолету взмывать. Этот маневр совпадает с докладом "Twenty". Очень хорошо!
Продолжаю уменьшать режим, поддерживая тангаж самолета.
-Ten
Еще немного "на себя"...
Бумс!
Посадка! Покатились...
Отмечаю, что сели четко по осевой и слышу доклад второго пилота: "SPEED BRAKE NOT UP!" Спойлеры не вышли!
Хм. Мы сели идеально - не мягко, плотно, нагрузили стойки, а спойлеры чего-то запоздали. Спойлеры - щитки на верхней поверхности крыла, при посадке они открываются вверх и прижимают самолет к земле, обеспечивая эффективность торможения, что очень критично на мокрых и скользких ВПП.
Перед посадкой пилот "армирует", подготавливает их выпуск установкой рычага в положение ARMED, что проверяется по загоранию зеленого табло и контролируется при чтении контрольной карты. Но иногда (весьма редко) они не выходят автоматически, и, учитывая их важность для безопасной посадки, оба пилота должны контролировать их выпуск.
Серега молодец, раньше меня заметил!
Пишу долго, в действительности же, лишь пара секунд потребовалась, чтобы осознать и дернуть рычаг спойлеров, затем включить реверс тяги.
Двигатели зашумели, самолет затормаживается, но совсем не так, как ожидаешь от него при уровне автоматического торможения, установленного в позицию 3. Неудивительно - фары нашего самолета выхватывают пузыри от капель дождя. ВПП не покрыта, она залита водой! Представляю, какую кучу брызг являет сейчас собой наш лайнер случайному зрителю.
Тем не менее, успешно оттормаживаемся и освобождаем ВПП по РД В6.
Дома!
И что же я зонт не взял...
* * *
На этом злоключения не кончаются. Мы заруливаем 53-ю стоянку, выключаем двигатели. Я прощаюсь с пассажирами, извиняюсь за все неудобства, еще раз делаю упор на безопасности полетов, а сам шарю глазами вокруг, отказываясь понимать - нет ни трапа, ни автобусов!
Я прекрасно знаю, к чему это приведет - к длительному их ожиданию. И если вдали трап зашевелился, то автобусов можно ждать очень долго.
Вот это подстава!.. Связываюсь с ЦУПом, там устало обещают поторопить. Видимо, тоже уже намучались за эту несчастливую пятницу.
Остается лишь ждать. Через некоторое время снова выхожу на связь с пассажирами, хотя уже даже и не знаю, что можно еще сказать, кроме того, что, видимо, пятница, 13-е все еще не закончилась, хоть на часах уже час ночи...
Вот уже и Фордик компанейский со следующим экипажем приехал - а аэропорт все никак не пришлет автобус за нашими пассажирами...
От нас сейчас ничего не зависит, это исключительно вина аэропортовых служб. Но пассажиру, конечно, это фиолетово, т.к. во всем он винит авиакомпанию.
- Да уж, неплохой опыт у тебя, Серега, сегодня получился... Все сделали, закрылки 15, 40, неточный заход, пилотирование, засветки, болтанка, уход на запасной...
- На самом деле, понравилось, я бы еще хотел слетать так же.
- "Так же"? - улыбаюсь. - Ну нет! "Так же", пожалуй, я бы не хотел. Что-то я устал от всего этого, очень большая нагрузка. Хорошо, что с нами Саша летел - очень здорово помогал, спасибо!
...20 минут прошло, прежде чем пассажиры начали покидать воздушное судно.
* * *
Сидим в "маршрутке", ждем, пока А380 запустится и уедет - водитель сомневается, что стоит проезжать сзади него, так как он в любой момент может "дунуть", и что потом будет с нашей машиной - неизвестно. И правильно делает, что сомневается. Мы тоже за безопасность. Иначе, давно бы дома сидели...
Или не сидели? Никому не известно.
Проводницы делятся переживаниями:
- Они сегодня как укушенные! Пока автобус ждали, с задних рядов истерический смех шел...
- Ага, а одну заклинило, все время произносила, как заведенная: "Вы специально это делаете, вы хотите над нами поиздеваться, вам это нравится!"
Елки-палки! Моя вера в волшебство информирования салона и максимальной открытости начинает давать трещину! Сегодня все, что мог делал, неужели бестолку?
- А один пассажир, когда выходил, подошел и сказал: "Девчонки, не расстраивайтесь, в этом вашей вины нет".
Ну слава Богу! Хотя бы один...
А может, это и был товарищ Саши? Уж он-то, будучи пилотом, все понял правильно.
* * *
По дороге домой много думал.
День прошел в любом случае успешно - хотя бы с точки зрения обучения. Опыт был полезным всем нам троим... Но как же я устал! Давно я такой опустошенной усталости не ощущал. Вымотало до безэмоционального состояния!
И всего-то рейс в Питер, спортивный рейс, "коротыш"... Смех!
Что касается решения уйти на запасной... все еще раз взвесив, я решил, что мы поступили правильно. Да, это привело к нервотрепке, но на земле. Нервотрепка на земле лучше, чем нервозность в воздухе.
Могли ли мы еще полетать над Домодедово? Да, могли, и, вполне возможно, сели бы в итоге с тонной (а может и меньше?) керосина, что не противоречит правилам, допускающим такую возможность. Но вот риск загнать себя в цейтнот, в трудную ситуацию, учитывая количество бортов впереди нас, наше удаление от аэродрома, развитие погоды, был тоже велик. А если уход на второй круг на той последней тонне? В такую погоду он вполне вероятен - а вдруг впереди севший борт не успевает полосу освободить?
Вот это было бы совсем невесело!
Снова возвращаюсь к процессу обучения - все правильно сделали. Иногда пилоту очень трудно принять решение на уход на запасной, традиционно трудно - корни надо искать в эпохе 90-х. Как командир, я продемонстрировал пример и, возможно, этот опыт поможет парням в будущем.
С другой стороны, посадка в Шереметьево доставила огромные неудобства пассажирам (не будем вспоминать про "комфорт" для экипажа), слетела куча стыковок.
Это авиация. Подобные ситуации неизбежны - вся наша работа состоит из выбора между риском поменьше и риском побольше. Сам полет - это уже риск. Наша пилотская задача - постоянно риски оценивать и выбирать наиболее оптимальные и безопасные способы их минимизации.
Извините, если утомил :)
Спасибо за внимание!
Летайте безопасно!
Понравился рассказ? Жмите "большой палец вверх", подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить выход новой небесной истории!