С сорок третьего года воюет Александр, и все это время в саперах. Тяжелая работа у сапера, опасная. И проходы в минных полях делали и переправы, стоя по горло в воде наводили. А когда начали наступать, что часто их привлекали для проверки немецкой техники и оборудования, что немцы оставляли после себя.
Немец был хитер на разные пакости. Бывает, лежит игрушка, кто-то поднимет ее, а она заминирована. Или стоит танк, люки закрыты. Солдат откроет его и происходит взрыв. Поэтому, часто, саперы проверяли все это на наличие немецких «сюрпризов».
Немало немецких танков проверил Александр. Ему интересно было посмотреть, как работают механизмы в этих машинах. Он крутил за маховики, а танк вращал башней, опускал ствол вверх или вниз.
Знакомый танкист объяснил ему, какой маховик для чего в башне немецкого танка. Объяснил, как наводить орудие, как прицеливаться, заряжать и стрелять. Но все это Александр делал ради любопытства, и никогда не думал, что знакомство с немецким танком ему пригодится.
В феврале 1945 года, во время наступления, его взвод был придан нашим танкистам роты Духова. Немцы ожесточенно огрызались и постоянно проводили контратаки. Недалеко от города Кумерсдорф, где находился знаменитый немецкий танковый полигон, группа немецких танков вышла в наши тылы. На их пути и оказались танкисты ст.лейтенанта Духова.
Да вот беда, после затяжных боев «тридцатьчетверки» остались без боеприпасов и горючего, а снабженцы запаздывали. Теперь грозные машины были практически беззащитны перед врагом. А немцы начали атаку.
По полю двинулись три немецких танка и несколько самоходных орудий. И обороняться почти что нечем, осталось всего несколько снарядов и уйти нельзя, нет горючего. И тогда Александр, схватив две противотанковые мины, двинулся навстречу немецким танкам.
Казалось бы, что может сделать человек с двумя минами против немецких машин? Один из немецких экипажей заметил, как им навстречу, перебегая от воронки к воронке, движется человек. Со стороны русских еще не прозвучало ни одного выстрела, так почему бы и не поразвлечься и не погонять по полю, словно зайца, этого безумного русского.
Не ожидали немцы, когда увидели, что этот солдат поднялся из воронки и бросил им точно под гусеницу противотанковую мину. Теперь их машины представляет прекрасную мишень, а наверняка русские где-то устроили засаду и теперь без помех расстреляют танк. Экипаж резво покинул подбитую машину, но далеко ему уйти не удалось.
Разрывом мины Александра оглушило, и он даже на несколько секунд потерял сознание, а когда очнулся, то увидел убегавших немецких танкистов. Верный автомат не подвел. Несколько коротких очередей и с экипажем было покончено.
Немцы вели по полю сильный минометный огонь, и Александра забрался под танк, чтобы укрыться от губительных осколков. Нижний, эвакуационный люк был открыт. Надежнее защиты не найти и он забрался в машину.
Танк имел почти полный боекомплект. Много бронебойных снарядов. Они были черного цвета. Это Александр знал хорошо, ведь он часто обезвреживал немецкие склады боеприпасов. А немцы продолжали атаку, а наши танки почти не отвечали. Они могли стрелять последними снарядами только наверняка.
И тогда Александр сел на место немецкого наводчика и начал вращать маховики. Механизмы работали отлично, танк, не считая сорванной гусеницы, был боеспособным. И тогда Александр вогнал в казенник бронебойный снаряд и припал к прицелу. Вот он поймал в перекрестье вражескую самоходку и нажал на спуск. Промах! Все-таки навыка в стрельбе не было.
Александр сделал поправку, и следующий снаряд угодил немецкой самоходке точно в моторное отделение и она остановилась. Еще два выстрела и самоходка запылала ярким пламенем. Никто из машины выскочить не успел.
Не ожидали немцы удара во фланг, а когда разобрались, то решили во что бы то ни стало, уничтожить танк, ведущий им огонь во фланг. Но это оказалось не так-то просто. Крепкой оказалась немецкая броня, а Александр продолжал вести губительный огонь по немецким машинам, да и наши танкисты, хоть изредка, но тоже били по немцам.
Не выдержав огня с двух сторон, немцы отступили, но Александру удалось поджечь еще одну вражескую самоходку. А два наступавших немецких танка и два самоходных орудия скрылись в лесу. Стемнело, и немцы не решились на повторную атаку. Вскоре нашим танкам подвезли горючее и боеприпасы, а Александр благополучно вернулся к своим танкам.
Его все поздравляли. Командир 8-го гвардейского механизированного корпуса генерал-майор Дремов написал наградной лист на Александра, в котором описывался его подвиг. Он так и написал: «Достоин звания Героя Советского Союза». Действительно, герой не только спас пять наших танков, но даже сумел подбить танк и уничтожить два самоходных орудия.
Александра все поздравляли, называли героем. Да и было за что. Но вот только Звезду Героя он не получил. Военному Совету Армии почему-то показалось, что Звезда Героя за этот подвиг-это слишком много, достаточно Ордена Славы II степени.
И член этого Военного Совета, генерал-лейтенант Попель, который сам подписал документ о награждении героя Орденом Славы, описывает в своей книге этот случай. Значит, запомнился генерал этот неординарный подвиг простого сапера. А награду не дал из-за простой зависти. У самого-то генерала Звезды Героя не было, а был уже конец войны.
А наш герой, Александр Степанович Сычев, закончил войну кавалером двух орденов Славы.