Пропаганда здорового образа жизни все увереннее разрушает казавшийся незыблемым союз футбола и пива. У команд и престижных турниров еще остаются пивные спонсоры, хоть теперь и рекламируют все чаще безалкогольные сорта, болельщикам еще продают на подходах к стадиону пиво, но на трибуны пускают с ним все реже и все чаще власти запрещают продажу любого спиртного в окрестностях стадионов.
Причем, касаются эти ужесточения почему-то именно футбола. На хоккее пива залейся, на корты Уимблдона все прутся с шампанским, закусывая клубникой, на регбийных и крикетных матчах в Англии тоже все разрешено. Статистика не врет – пиво предпочитает большинство футбольных болельщиков. Это для них непременный атрибут матча. Вот расписание идеального футбольного дня: разминка перед игрой в пабе, утоление жажды в процессе игры и, наконец, третий тайм с товарищами в еще одном пабе – в обсуждениях и анализе всех перипетий состоявшегося поединка. Но с каждым годом соблюдать эти болельщицкие традиции становится все труднее.
Еще одно свидетельство правильного сочетания футбола с алкоголем – бары и рестораны, показывающие футбольные трансляции за сезон увеличивают свою выручку на 10-15 процентов по сравнению с конкурентами, которые крутят на своих мониторах невесть что – музыкальные клипы или модные показы. В ежегодных исследованиях BBC по статистике футбольного сезона второй строкой указана средняя стоимость пинты пива.
При этом власти всех стран продолжают вести планомерное наступление на болельщиков по всем фронтам. Пивоваренные компании вынуждают отказываться от спонсорства отдельных команд. Хотя долгие годы лучшего рекламного биллборда, чем футбольная форма трудно было себе представить.
Интересно, что первым алкологотипом на форме стала в начале 70-х реклама ликера Jagermeister у Айнтрахта из Брауншвейга, где и располагался одноименный завод. Стоимость пятилетнего контракта составила 800 тысяч марок. Но сразу же Немецкий футбольный союз попробовал алкогольную рекламу запретить и отстранить клуб от соревнований. Однако, лоббисты, оценив огромный потенциал рекламного рынка, тогда еще смогли переубедить чиновников. Стоимость переубеждения, правда, не называлась.
И с тех пор, словно прорвало плотину – пивные бренды моментально оценили перспективы рекламного рынка и почти мгновенную отдачу от вложений. Канадский Carling на долгие годы стал титульным спонсором английской премьер лиги, а потом и шотландской. Heineken стал сотрудничать с УЕФА и спонсировать Лигу чемпионов за 70 млн долларов в год и родную сборную Голландии. Американский Budweiser замахнулся еще выше – на спонсорство чемпионатов мира. Прошлый турнир ФИФА увеличил продажи этого пива по всему миру на 35 процентов.
Но это трогательное единство большой игры и больших алкоденег не продержалось и 50 лет. И вот буквально на наших глазах эти союзы начинают давать трещину. С каждым годом появляются все новые ханжеские ограничения. Нельзя показывать пиво на трибунах, нельзя выпускать детскую форму с логотипами алкоспонсоров, нельзя рекламировать крепкий алкоголь. С инициативами очередных ограничений выступают общественные организации, политики и чиновники всех рангов. Пожелания болельщиков в расчет не принимаются, мол, они стадо неразумное. Меры в выпивке не знают, рекламным внушениям подвержены слишком.
Кажется, не за горами тот день, когда реклама даже безалкогольного пива исчезнет из футбола, а этот вид спорта совсем перестанет ассоциироваться с пенным напитком. На смену уже приходят букмекерские конторы. Наверное, азартные игры полезнее? Насколько же скучнее тогда станет смотреть матчи на стадионах. Тру-болельщики совсем уйдут в пивное подполье – в пабы и к домашним телевизорам. Но всеобщего сопереживания на трибунах, единения всех со всеми в радости побед и горечи поражений уже не будет. Будет чинно как в театре или на керлинге. Вот только футбола, который мы так любили, особенно ярко под пиво, во всем этом уже не останется.