Вы просыпаетесь ранним утром в самолете и внизу видите окутанные голубым туманом горы: скоро Пекин. Я очень люблю этот вид: туман частично размывает ломаные очертания гор, и до самого горизонта в многотонности синего и голубого тянутся их силуэты, словно акварельные рисунки.
Перелет отнюдь не самый длительный в моей жизни, но все же 7,5-8 часов много. Последнее время предпочитаю Хайнаньские авиалинии с их частыми акциями и Эрбасами А-330: мы с моей спутницей можем сидеть вдвоем у иллюминатора.
Прямыми летают Аэрофлот, Айр Чайна (часто рейсы совместные), С пересадками - Эйр Астана, S7, Чайна Саутерн и Чайна Истерн (этими компаниями проще добираться в Гуанчжоу, Шанхай, Ухань или Урумчи). Об этом позже.
Потом самолет начинает снижаться, мелькают здания, а потом — бесконечная желтоватая бетонка в белой дымке, из которой выступают силуэты огромных зданий с диспетчерскими башнями. Это пекинский аэропорт Шоуду, один из самых больших и загруженных аэропортов планеты, по пассажиропотоку он уступает только аэропорту в Атланте, США.
Отсюда и начинается наше путешествие по Китаю.
После нескольких путешествий все уже знакомо и привычно, но трудно забыть момент, когда ты всматриваешься в иллюминатор: нет ли гогов и магогов с песьими головами.
В Шоуду (РЕК) три терминала, скорее всего вы окажетесь в терминале 2, открытом в 1999 году. Именно сюда прибывают самолеты Аэрофлота или Хайнаньских авиалиний. В новейший терминал 3, построенный перед Пекинской олимпиадой, прибывают рейсы Air China и S7. Старый терминал 1 используется для местных перелетов.
Паспортный контроль проходите быстро: уже в аэропорту становится ясно, что китайцы мастерски работают с большими потоками людей, толпу разводят на потоки почти мгновенно. В новогоднем путешествии 2015/16 года на паспортном контроле собралась огромная очередь, китайцы мгновенно оценили ситуацию, рассекли толпу и открыли дополнительные окна. Я увидел, как очередь, по опыту Пистарини или Бен-Гуриона, часа на два, рассосалась минут за 10.
После паспортного контроля вы попадаете в зону прилета, и теперь надо добраться до города.
Это очень просто: аэропорт соединен с метро, прямо из Терминалов 2 и 3 вы спускаетесь под землю и там садитесь на поезд до города: на линии всего две станции, Санюаньцяо (Sanyuanqiao - 三元桥)и конечная Дунчижмэнь (Dongzhimen- 东直门)Билет стоит 25 юаней. Внимание: любые билеты следует сохранять до конца поездки, на выходе вы их опускаете в приемник турникета — и только тогда получится выйти.
На этих станциях вы переходите непосредственно в пекинское метро, пройдя через выходные турникеты и купив билет. Его покупка, если у вас есть мелкие купюры и монеты (можно разменять в аэропорту) несложна: при входе вы увидите автоматы, меню на китайском и английском языках с интерактивной схемой метро, где надо указать нужную станцию и опустить в монетоприемник требуемую сумму, от 3 до 5 юаней. Билет, магнитную карточку, надо сохранять до конца поездки и сунуть в турникет на выходе. На других станциях турникеты вас по ней не выпустят.
Первый раз я оказался в Китае в 2005 году, с тех пор метро расширилось раза в три: в Китае все меняется быстро. Так что стоит обзавестись актуальной картой города.