В многих тысячах километров от Москвы на Восток, уже в западном полушарии и на территории Чукотского АО, в арктическом царстве гор и тундры есть уникальная автомобильная дорога.
Вот и первый факт - это самая восточная автомобильная дорога в России, протяженностью 210 километров.
Да-да, это именно круглогодичная дорога с твердым покрытием, а не сезонный "зимник".
Второй интересный факт - дорога находится в Арктике и она пересекает полярный круг. Это самая восточная стела "Полярного круга" в России расположилась на 24км автодороги
Учитывая, что Иультин уже более 20 лет является городом - призраком, эта круглогодичная дорога Эгвекинот - Иультин имеет свое продолжение в виде 150 км "зимника" Иультин - Мыс Шмидта
Ну и третий, последний интересный факт - дорога соединяет два океана, Северный Ледовитый и Тихий, пересекая материк и чукотское нагорье почти строго с юга на север.
История её строительства связана с черной страницей истории нашей страны, временем, когда в тяжелейших и нечеловеческих условиях узники ЧукотЛАГа совершили подвиг и своими жизнями буквально проложили инфраструктуру.
Спустя десятилетия в Эгвекиноте, в начале дороги, у морского пирса в Заливе Креста, установлен памятник всем узникам ГУЛАГа
При строительстве этой дороги погибли тысячи заключенных, а масштаб проделанной работы возможен только при бесплатных трудовых ресурсах даже в современных условиях.
Дорога соединила некогда крупный морской порт на берегу Берингова моря в поселке Эгвекинот и крупный промышленный поселок Иультин, где велась добыча вольфрама и олова до начала 1990-х годов. В Иультин доставлялись товары народного пользования и оборудование, а обратно вывозилась олово - вольфрамовая обогащенная руда.
Строительство дороги началось в 1946 со стороны поселка Эгвекинот, куда прибыл первый этап заключенных. В Иультине к тому моменту действовал уже рудник и временная зимняя дорога. Но для строительства ГОК требовалась капитальная инфраструктура.
Строительство было разбито на дистанции. На каждой дистанции были лагерные зоны с каменными зданиями из бутового камня, вышками, "колючкой" и землянками-бараками, где жили заключенные. В землянках на 10-20 человек была всего одна печка - "буржуйка". Питание было крайне скудным, несмотря на тяжелейшие условия труда.
Заключенных в лютый мороз перегоняли между дистанциями, многие умирали не дойдя до отапливаемых землянок.
И даже в этих нечеловеческих условиях, узники делали почти невозможное - в вечной мерзлоте практически "голыми руками" выдалбливали замерзшую породу и возили тачками грунт.
Все эти годы, основное строительство дороги велось вручную, кирками, волокушами, лопатами и тачками.
Только отдельные участки работ были механизированы - пробитие Иультинского перевала на высоте 900м, самого сложного участка дороги (с применением взрывчатки и бульдозеров).
Строительство по проекту продолжалось 7 лет и было завершено только в 1953 году. Мост через Амгуэму был сдан только в 1965 году, а до этого осуществлялось паромное сообщение.
Старожилы рассказывали, что вышки и "колючка" на сопках за Иультином сохранялась до 80-х годов прошлого века, как напоминание о событиях полувековой давности.
Между прочим, при первоначальном строительстве были допущены грубые нарушения и отступления от проекта, связанные с забором грунта вдоль строящейся дороги.
Как следствие происходило быстрое оттаивание линз "вечной мерзлоты" и обрушение участков отсыпки дороги.
Позднее, в 1950-е и 1960-е дорога подвергалась реконструкции со спрямлением участков по прижимам гор и частичной повторной укладкой полотна.
На месте лагерных зон, после завершения строительства были сформированы пункты дорожников для обслуживания дороги, а в дополнение к ним на 87 и 123 км были основаны два поселка Дорожный и Транзитный, на которых располагались автобазы и ремонтные мастерские.
Максимальный грузооборот по автодороге пришелся на 80-е годы и тогда же обсуждался вопрос строительства Амгуэмской ГЭС, но распад СССР полностью разрушил не только эти планы, но и жизнь тысяч людей на Крайнем Севере.
После закрытия Иультинского ГОК и упразднения Иультина, поселки Транзитный были брошены и полностью разграблены.
Ремонтные ангары, мастерские, столовая, паром - все стало никому не нужно.
Ржавеющий паром, вероятно он еще успел поработать после разрушения деревянного моста через Амгуэму...
И когда люди начали покидать эти места, обслуживание прекратилось и трафик иссяк -
дорога начала разрушаться. Начали подтаивать линзы "вечной мерзлоты" и участки полотна уходили в образовавшиеся провалы. Самый крупный такой провал полотна произошел на 157км.
Спустя много лет после активной жизни дороги, на 350 километров дороги, оказался только один пикет дорожной службы в Иультине, работающий на расчистке сложнейшего перевала весь срок действия зимника.
В зимнее время на многих участках дороги, организуются объезды по реке Амгуэма, ведь многие прижимы по дороге оказываются не проезжими из-за схода лавин. Такое количество дистанций было на дороге неспроста, крайне тяжелые погодные условия большую часть года.
В конце зимы, из Эгвекинота начинают идти тяжелые грузовики, реализую зимний северный завоз - топливо, оборудование и продовольствие в артели и села.
Спустя двадцать лет круглогодично действующим остается только участок дороги с 0км по 67 км до поселка Амгуэма с капитально отремонтированными мостами. Дальше же проезд существует только в зимний сезон до Мыса Шмидта и до прииска Восточный.
Пройдет еще несколько десятков лет и то, что было построено ценой невероятных усилий, окончательно уйдет в небытие - природа заберет обратно, то что изначально ей принадлежит.
И от этой самой восточной круглогодичной дороги России останутся всего 70 километров, от Эгвекинота и до села Амгуэма, да воспоминания очевидцев тех лет...