Стекло — необычный строительный материал. Хотя у него уже есть своя, не такая уж недавняя история. Первым стеклянным зданием считается проект, предложенный Джозефом Пэкстоном на конкурс лучшего здания для первой всемирной выставки в Лондоне в 1850 г. Проект, напоминавший гигантскую оранжерею, был воплощён всего за четыре месяца. Сооружение из стали и стекла, длиной 564 и шириной 124 м. просуществовало чуть более 80 лет (в 1936 г. здание было уничтожено пожаром) и надолго предопределило судьбу новой «стеклянной» архитектуры. О ней мечтали, сочиняя образцовые «бумажные» проекты, некоторые из которых оказались пророческими. В середине 1920-х гг. голландский архитектор Людвиг Мис ван дер Рое на одной из выставок показал проект высотного здания, названного им «Дом контор». Тогда небоскрёб из металлического каркаса со сплошным остеклением казался небывалой «будущной» архитектурой. Но пройдёт немногим меньше тридцати лет и, будучи уже американским архитектором, в послевоенные пятидесятые он воплотит свою мечту о кристально чистой архитектуре с окнами-стенами.
Мис ван дер Рое одним из первых применил стальной каркас и сплошной остекление и в частной архитектуре (до этого стекло и металл в основном оформляли промышленные здания). Со стилем Миса связывают появление европейского и американского минималистского интерьера, вернее тот его вариант, когда кажущаяся простота обстановки достигается точным математическим расчётом и дорогими материалами, среди которых определяющим было стекло. Минимализм, как принцип интерьерной декорации прослеживается у Мис ван дер Рое даже на уровне планировочной схемы. Мечтая о создании универсального интерьера, пригодного для многих случаев, он приходит к мысли никак не ориентированного пространства. В отличие от так называемых свободных планов, где большие взаимозаменяемые пространства свободно перетекают друг в друга, планы Миса поистине минимальны — это действительно одно большое неориентированное пространство. Универсальность его в том, что такая форма не следует функции, которая может со временем измениться (например, кухня станет гостиной или наоборот). Здесь функция приспосабливается к уже готовой форме (а что может быть совершеннее и универсальнее простого прямоугольника?).
Впечатление элегантности и небывалой роскоши этих полупустых пространств достигалось благодаря красоте материалов и точной выверенности архитектурных пропорций. Представьте огромное пространство, где кроме стен и колонн, расставленных на подиуме из травертина (известкового туфа) и нескольких кресел ничего нет. Однако этот, казалось бы, вполне аскетичный интерьер произвёл настоящую сенсацию ещё в самом начале его карьеры на Барселонской выставке 1929 года. Необычным казалось само использование пустого павильона в качестве выставочной экспозиции. Поскольку именно павильон с его хромированными стальными опорами снаружи, плавно текущим, направляемым перегородками и подиумом пространством внутри и был этой экспозицией. Все отмечали ясную, почти классическую строгость пропорций и необыкновенную красоту материалов — травертина, зелёного мрамора, гармонирующих с серым и чёрным стеклом.
В конце тридцатых годов Мис переселяется в США. Здесь, благодаря свободному капиталу, высокоразвитым технологиям и достижениям инженерной мысли ему удаётся воплотить свою давнюю архитектурную фантазию — небоскрёб из металла и стекла. В пятидесятых стеклянные призмы в стиле Миса, отождествляемые с архитектурой большого бизнеса, будут возводиться не только в Америке, но и в Европе, иногда вопреки климатическим условиям и строительным возможностям. Однако частные дома и их интерьеры оставались для Миса блестящей возможностью реализации своего архитектурного принципа, заключающегося в афоризме — «меньше значит больше». Действительно, его интерьеры вполне оправдывают утверждение, что минимальными средствами можно достичь максимальной выразительности. Стены, почти сплошь состоящие из стекла (за исключением небольшого цоколя в нижней части, где располагались трубы отопления и кондиционеры) сообщали интерьерам особую лучезарность и наполненность светом. И самое главное — прозрачность стен фактически нивелировала границу между внутренним пространством дома и окружающей его средой. Часто в ансамбль входили специально для интерьера сделанные мебель и шёлковые занавеси. Как и интерьеры, мебель Миса всегда чрезвычайно проста и очень элегантна. Прозрачные, матовые, серые стёкла в сочетании с металлическим каркасом, полупустые пространства и дорогие материалы надолго определили интерьерный стиль Миса и разошлись в многочисленных подражаниях. Конечно, исключительная открытость интерьеров Мис ван дер Рое предъявляла особые требования к его владельцам. Наверное, поэтому современные архитекторы, сохраняя идею естественного света и единения с природой, предпочитают лишь частично остеклённые интерьеры.
В мебельном дизайне настоящим «бумом» стекла стали 1980-е годы. Эти вещи буквально взорвали представление о традиционной мебели. Формованное закалённое стекло как-бы литого, цельноскроенного из одного пласта кресла Тому Катаянаги или «хрустальные» с неровными краями, выглядящие кусками сияющего льда, работы Дени Лейна стали классикой интерьерной декорации. Тут же можно вспомнить знаменитый металлический стол Филиппа Старка, «накрытый» стеклянной скатертью с провисшими углами. Они чрезвычайно популярны до сих пор, хотя не исключено, что со временем появятся новые дома, интерьеры или вещи, использующие необыкновенные возможности этого материала.
источник: decor pro