Продолжая цикл статей по формированию диверсифицированного портфеля облигаций, сегодня я расскажу о том, как можно повысить общую доходность портфеля (а вместе с ним класс риска) за счет высокодоходных облигаций. Напомню, что в качестве целевых показателей нашего портфеля выбраны следующие критерии выпусков облигаций:
1) Выпуск эмитирован с 2017 года и позднее и, соответственно, освобожден от НДФЛ. Подробнее о возможностях освобождения облигаций от НДФЛ можно ознакомиться http://smartlife.blog/?p=34.
2) Доходность облигации должна обеспечивать общую доходность портфеля не ниже 10%.
3) Возможность погашения облигации в течении года (либо в рамках оферты, либо по истечении срока обращения).
Чтобы вспомнить основные принципы работы рынка облигаций и фондового рынка, предлагаю вам обратиться к прошлым материалам http://smartlife.blog/?p=32 и http://smartlife.blog/?p=35.
Итак, представляю вашему вниманию дебютный выпуск облигаций ГРУЗОВИЧКОФ-ЦЕНТР-БО-П01. Эмитентом выпуска является оператор малотоннажных грузоперевозок ООО "ГрузовичкоФ-Центр".
О рынке грузовых такси
Сегодня рынок грузоперевозок очень напоминает рынок такси до его завоевания интернет-компаниями: он непрозрачен, хаотичен и поделен между региональными компаниями не благодаря конкуренции, а по каким-то своим внутренним причинам и правилам.[i]
[i] https://www.eg-online.ru/article/290991/
Около 81% рынка малотоннажных перевозок в Петербурге — это мелкие частные перевозчики. 14% рынка принадлежит группе компаний «Грузовичкоф», еще около 5% — компании «Газелькин». По данным самого «Грузовичкофа», рынок малотоннажного грузового такси в Москве составляет примерно 15,9 млрд руб., в Петербурге — 6,8 млрд, в целом по России — 123 млрд. «Впрочем, рынок не консолидирован и не насыщен, оценки по разным методологиям могут значительно разниться, а всеобъемлющего исследования рынка все еще нет», — уточнили в пресс-службе компании.[i]
Поскольку анализа перспектив развития рынка не проводилось, оценить темпы роста отрасли сейчас сложно. Во многом это связано с отсутствием у крупных игроков подавляющей доли рынка, у которых имеются соответствующие статистические суммовые и количественные сведения об объемах рынка. Эти сведения помогли бы оценить текущий объем рынка и сделать прогноз вектора и темпов развития. Когда подавляющие большинство участников рынка мелкие частники, собрать статистику нереально.
[i] https://www.rbc.ru/spb_sz/03/04/2018/5ac3926b9a79473466b50375
Тем ни менее некоторые эксперты предполагают, что тенденции на рынке грузовых такси будут повторять тенденцию на рынке пассажирского такси. Сейчас на рынке пассажирского такси классические таксомоторные компании уступили долю рынка интернет-корпорациям, таким как Яндекс-Такси, Uber, Get Taxi. Сейчас идет консолидация на уровне интернет-корпораций. В сфере грузовых малотоннажных перевозок вектор развития, возможно, пойдет по такому же пути. Сперва IT-гиганты оттеснят классических перевозчиков, а потом начнут объединяться между собой. Сможет ли при таком развитии сценария на рынке группа «Грузовичкоф» сохранить за собой существующую долю рынка и противостоять технологичным интернет-агрегаторам остается под вопросом. На мой взгляд, данный сценарий несет в себе существенные риски для продолжения деятельности рассматриваемой компании на рынке. Тем ни менее некоторые участники рынка считают, что старые игроки смогут взаимовыгодно сотрудничать с интернет-сервисами.
«Потенциально до 80% грузоперевозок будет осуществляться через интернет-системы, — считает президент системы „ГрузоVIG“ Валерий Муратов. — Причем рынок будет расти, на него придут новые инвесторы, которым будет понятна новая прозрачная система работы. Классические транспортные компании останутся, но часть заказов они также будут получать через аналогичные системы… Подобные системы выгодны и корпоративным заказчикам, с нами уже работают сотни компаний, включая таких гигантов, как „Почта России“ и Panasonic — значит, это удобно и оправдано».[i]
Об эмитенте
Основными видами деятельности группы «ГрузовичкоФ» являются автомобильные грузовые перевозки и логистические услуги. Около половины бизнеса оператора приходится на Санкт-Петербург, еще около 50% — на Москву.[ii]
[i] https://www.eg-online.ru/article/290991/
[ii] http://business.truckandroad.ru/gruzovichkof-obligatsii-moskovskaya-birzha-20180404
Группа компаний «Грузовичкоф» — один из лидеров малотоннажных внутригородских перевозок в Санкт-Петербурге и Москве. Компания вышла на рынок с уникальным предложением, которое заключается не просто в перевозке грузов своих клиентов, но и предоставлении целого комплекса услуг: упаковки, погрузки, страхования. Благодаря этому, компания сумела быстро занять лидирующие позиции в двух крупнейших городах России и активно наращивает свое присутствие в других регионах, где развитие происходит по схеме агрегатора: «Грузовичкоф» передает заказы на исполнение местным компаниям, управляя маркетингом, рекламой, сайтами, приложением и обработкой заказов через собственный колл-центр.
По данным презентации для инвесторов, консолидированная выручка группы компаний «Грузовичкоф» за 2017 год достигла 2,7 млрд руб. (на 3% больше, чем в 2016 году). Половина выручки перевозчика приходится на Петербург, другая — на Москву. Автопарк за 2017 год вырос с 1170 до 1361 автомобиля (+16%), количество заказов — с 704 до 899 тыс. (+27%).
Выручка ООО «ГрузовичкоФ-Центр», непосредственного эмитента облигаций, за 2017 год превысила 358 млн руб. За весь 2016 год компания заработала 287 млн руб. EBIT (операционная прибыль) 2017 год составила чуть менее 1,5 млн руб., также как в 2016 году.
[i]http://gruzovichkof.uscapital.ru/assets/%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%B1%D1%83%D1%85%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-2017.pdf
Планы развития у группы оптимистичные. К 2021 году группа «ГрузовичкоФ» планирует достичь следующих показателей:[i]
•Доля на рынке малотоннажных перевозок — более 50%
•Доля на рынке крупнотоннажных перевозок — не менее 5%
•География присутствия: более 200 городов с населением более 30 тыс. чел.
• Лучший работодатель среди транспортных компаний России
Параметры облигационного выпуска ГРУЗОВИЧКОФ-ЦЕНТР-БО-П01
На сегодняшний момент на рынке представлен единственный выпуск от ООО «ГрузовичкоФ-Центр». Сумма займа небольшая всего 50 млн рублей. Организатором выпуска выступил банк «Акцепт». Размещение облигаций на бирже состоялось совсем недавно 2 апреля 2018 г. Интересная особенность выпуска в том, что цена номинальная стоимость одной облигации 50 000 р., обычно эмитенты дробят номиналы облигаций по 1000 р. за облигацию.
Привлеченные средства предполагается потратить на увеличение автопарка (+251 автомобиль), покупка дополнительного оборудования для двух ремонтных зон, улучшенное оснащение используемых автомобилей, маркетинговые и рекламные цели, а также увеличение оборотных средств.
[i] http://gruzovichkof.uscapital.ru/
По облигациям установлен весьма высокий купон 17%. Купон выплачивается ежемесячно. Облигационный заем предполагается на 2 года и подлежит погашению 22.03.2020 года. При этом предусмотрен досрочный выкуп по оферте уже через год 02.04.2019 года. Поручителями по займу выступают питерские компании, входящие в группу «Грузовичкофф» - ООО "ГРУЗОВИЧКОФ" и ООО "ГРУЗОВИЧКОФФ".[i]
Торги биржевыми облигациями проходят практически ежедневно. На начало мая простая доходность находилась в диапазоне 15,5-16,2% годовых. Средневзвешенная цена за весь период торгов — 101,7%.[ii]
Оператор малотоннажных грузоперевозок «Грузовичкоф» разместил облигации на сумму до 300 млн руб. Компания вышла на облигационный рынок Московской биржи по упрощенной схеме, которая предполагает освобождение эмитента ценных бумаг от обязательства публиковать официальную отчетность. По мнению экспертов, «Грузовичкоф» мог решиться на выпуск долговых бумаг, столкнувшись со сложностями привлечения финансирования на банковском рынке.
К эмитентам облигаций, не публикующим официальную бухгалтерскую отчетность, инвесторы относятся крайне настороженно, говорит начальник аналитического управления УК «Арсагера» Артем Абалов. По его словам, игрокам рынка сложно оценить их реальную кредитоспособность и потенциальную ликвидность выпущенных ими ценных бумаг. «Круг инвесторов таких компаний достаточно узкий — как правило, это фонды, специализирующиеся на так называемых junk bonds («мусорные облигации», бумаги с высокой доходностью и относительно низким инвестиционным рейтингом — ред.), или высокорисковые физические лица, которые ищут альтернативу депозитам», — говорит эксперт.[iii]
[i] http://bonds.finam.ru/issue/details0219900006/default.asp
[ii] http://uscapital.ru/analyze/actually/247/
[iii] https://www.rbc.ru/spb_sz/03/04/2018/5ac3926b9a79473466b50375
Итог
Итак, что мы имеем в итоге. В лице облигаций ГРУЗОВИЧКОФ-ЦЕНТР-БО-П01 мы имеем классический пример высокодоходных (высокорисковых) облигаций. Облигация имеет замечательную доходность (около 15%) с ежемесячной выплатой купонов. Несомненным достоинством облигаций является их короткий срок – 2 года. При этом по выпуску предусмотрена возможность оферты уже через год. Короткий срок обращения для данного выпуска очень важен, так как актив является высокорисковым и немного инвесторов согласится вложиться на долгий срок. Радует также и наличие поручителей по облигационному займу, ими выступили петербургские филиалы группы.
Что же касается рисков, то они, на мой взгляд, существенны, что и выражено в такой высокой доходности и коротких сроках обращения.
Во-первых, это отраслевой риск, так как, на мой взгляд, весьма реалистичен сценарий «цифровизации» отрасли (по пути пассажирских такси) и переход заказов в интернет-сервисы. В этом случае львиную долю рынка консолидируют IT-гиганты. Как сможет встроиться в структуру отрасли группа «Грузовичкофф» вопрос открытый. Пока в стратегии развития компании, опубликованной на их сайте разработка интернет-приложения для пользователей не указана. Предполагается классический вариант развития малотоннажной грузоперевозочной компании, основные усилия и средства направлены на увеличение автопарка, улучшение его оснащенности и рекламное продвижение. Это логично, естественно и правильно, но этого недостаточно. Для сохранения и увеличения доли на рынке нужно переводить бизнес в интернет-приложение. В компании это понимают и к октябрю 2018 года планируют разработать приложение. Ожидают, что в первый месяц запуска приложения в AppStore и Google Play его скачают не менее 10 тыс. раз и в него перейдет минимум треть тех клиентов компании, кто привык платить по безналичному расчету.[i] Сможет ли группа «Грузовичкофф» составить конкуренцию таким приложениям как «Яндекс-Такси» в случае их выхода на рынок грузоперевозок покажет время.
Во-вторых, анализируя финансовую отчетность эмитента, какого-то прорыва по темпам роста ключевых показателей (выручка, прибыль) я не заметил. Рост выручки в 2017 году в целом по группе составил символические 3%. Показатели московского филиала (непосредственного эмитента облигаций) и вовсе незначительно снизились по сравнению с 2016 годом.
По соотношению «риск/доходность» данная облигация подходит инвесторам с крепкими нервами. В целом можно включить данные облигации в портфель для повышения общей доходности в пропорции 3-5% общей стоимости портфеля.
Если материал вам понравился, подписывайтесь на мое сообщество ВКонтакте и заходите на мой персональный сайт.
[i] https://gruzovichkof.ru/smi/gruzovichkof-zagruzit-prilojenie