Найти тему
Дзен для писателей

Постапокалиптические клише, которых стоит избегать.

Источник: http://writing-questions-answered.tumblr.com
Перевод с английского: Sergey Toronto

Вопрос от анонима: Хай-я! Я сейчас планирую написать постапокалиптический роман, и я задался вопросом, чего мне стоит избегать? Каких клише? Большое спасибо за ответ:)

Быстрая справка для тех людей, кто запутался в направлениях  и клише:

Да, многие из приведённых ниже примеров могут рассматриваться, как направления постапокалиптической литературы, но их превращает клише то, как заимствовано и неоригинально эти направления реализуются авторами. Ключ использования стандартных троп таким образом, чтобы избежать при этом клише, лежит в том, что бы увериться, что ты вносишь что-то новое в основы. Не нужно создавать выжженные пустоши в своём мире, только ради того, чтобы они там были. Сделайте что-то необычное с ними. В книге «Дорога» Кормака Маккарти, например, точная причина войны, приведшая к появлению пустошей, окутана тайной, что делает эти земли ещё более таинственными. Это было свежим веянием: «Произошла Третья Мировая Война, и были  взрывы и всё было сметено ядерным ветром…»

В общем, я ни в коем случае не говорю вам, что ваша история не должна содержать в себе какие-то из приведённых ниже элементов. Это просто список того, что уже стало клише, так как множество авторов использовали их, не добавляя туда ничего нового. Когда я говорю «пропустите это», я имею в виду, что не нужно использовать базовую форму. Придумайте что-то новое, что можно с этим сделать.

1. Выжженные пустоши страх ядерной войны был обычен в период Холодной Войны, так что «выжженная земля» пустошей обычно встречалась в постапокалиптических романах. Проблема в том, что сейчас они встречаются в книгах, где говорится, что была война, но война не ядерная. Даже в случае использования атомных бомб, это не выжгло бы дотла всю страну. Вне зависимости от того какой пейзаж открывается в вашей истории, просто убедитесь, что этот пейзаж разумен и соответствует той причине, которая вызвала апокалипсис.

2. Уютная катастрофа уютные катастрофы происходят тогда, когда ваши персонажи не только пережили апокалипсис, но и ведут после него, безбедное существование без каких-либо трудностей, которые, как мы знаем, приходят вместе с концом цивилизации. День за днем выживание должно быть главной заботой ваших персонажей, и всё, что они делают, в какой-то степени должно помогать их ежедневной борьбе за жизнь. Они не должны чрезмерно беспокоиться о тривиальных вещах, которые больше не имеют никакого смысла. Например, мародёрствовать в магазине это одно, но ваши персонажи не должны пытаться найти модную одежду или пару кросовок своего любимого бренда. Да, там могут быть украденные моменты радости, но группа выживших не собирается вместе для того, чтобы встать однажды утром и пойти покататься на коньках или подготовить сюрприз на день рождения для кого-то из группы.

3. Львы, зомби и мутанты… О, Боже мой! конечно понятно, что постапокалиптический мир не будет заполнен лишь дружелюбными людьми и очаровательными животными, но, наверное, можно обойтись без сбежавших из зоопарка животных, стай одичавших собак, а также людей, которые превратились в мутантов или зомби, в том случае если вы не можете привнести что-то действительно новое во всё это.

4. Великая долина во множестве постапокалиптических романов есть своего рода Эдем, скрытое место среди мрачных земель и как правило персонажи пытаются добраться до него.

5. Всё, что было в фильме «Безумный Макс» - если вы видели что-то похожее в фильме, просто пропустите это. Одежду, оружие, машины, племена неуправляемых детей, главарей, героев-одиночек, хард-рок.

6. Мороженное, оружие и припасы из ниоткуда – это можно было бы назвать Уютной катастрофой, Часть II. Постарайтесь не давать вашим персонажам доступ к тем вещам, которых у них не может быть. Мороженое, например, было бы довольно трудно сделать без молока, сахара и электричества, или, по крайней мере, льда. Не стоит превращать ваших персонажей в экспертов в использовании оружия, если  до этого у них не было необходимого опыта, и убедитесь, что все припасы появляются  из рационального источника.

7. Бывшие военные, ополченцы и бессмысленный дьявольский злодей - всё это стандартно встречается в постапокалиптических историях, так что избегайте этого если можете. Особенно злодея, который ужасающе жесток ко всем абсолютно безо всяких причин. Если вам необходимы такие злодеи, по крайней мере, заставьте их поверить, что ни делают правильные вещи.

8. Поверхностные любовные истории – Некоторые люди думают, что романтике не место в постапокалиптических историях, но это не так, потому что, ничто не связывает двух людей вместе так сильно, как страшные или сложные обстоятельства. Просто, если вы решите ввести в свою историю романтику,  убедитесь, что ваша любовная история  правдоподобна и хорошо проработана. Подумайте о том, как романтические отношения будут отличаться в постапокалиптической обстановке.

9. Поиск потерянных близких это довольно распространенный постапокалиптический квест, тот, который не кажется невероятным. Просто его использовали слишком часто. Если вам абсолютно точно нужно использовать эту идею, постарайтесь убедиться, что вы делаете что-то действительно отличное, от того, что было сделано раньше.

10. Персонажи, которых стоит избегать:

Избранный: главный герой, который должен спасти мир;

Случайный лидер восстания: главный герой, который по неосторожности подстрекает людей, а затем должен возглавить восстание против какого-то зла;

Удобный выживальщик  - дядя или друг семьи, который как раз оказался рядом, всё знает, у него есть всё необходимое для того чтобы выжить, и он охотно предлагает свою помощь группе выживших, к которой прибился ваш герой;

Не столь уж хороший парень: хороший парень, который ловко скрывал тот факт, что он плохой парень;

Амплуа: мудрец / профессор, энтузиаст, ботаник, пустомеля, старая карга, нежный гигант, рассудительный старик, и т.п. Кроме того, избегайте бесчувственных, безликих, картонных персонажей. Вовсе не значит, что только потому, что  миру, который мы все знали,  пришёл конец, ваши персонажи вдруг перестали быть трёхмерными, настоящими людьми.

Надеюсь, эти советы вам помогут.