Найти в Дзене
Culture is everywhere

Анализ предпоследней сцены Final Lair (The Phantom of the Opera)

Момент после поцелуя является самым напряженным в мюзикле, потому что Кристин и Рауль не знают какое решение примет Призрак, и сам Призрак до последнего не может понять, как ему поступить. Эта сцена открывает большие возможности для раскрытия актерского потенциала, которыми многие артисты активно пользуются. Это один из тех фрагментов спектакля, где в полной мере может раскрыться индивидуальное видение персонажа каждым артистом. Здесь происходят ключевые моменты, демонстрирующие переживания героев и раскрывающие их образ. Кристин, затаив дыхание, ждет, что же будет с Раулем, что же предпримет Призрак. Исходя из ее поведения в этой сцене, мы можем узнать о том, как она на самом деле относится к Раулю: как она наблюдает за Призраком, насколько она переживает, пытается ли она что-либо предпринять. Действительно ли она любит Рауля или она в большей степени, как человек, обладающий эмпатией, состраданием, которому не чужда доброта, не хочет, чтобы Рауль пострадал из-за неё? Мы можем понять её отношение и к самому Призраку: насколько она боится его, чего она ожидает от него и так далее. Эта же сцена говорит нам многое и о Рауле: как он выдерживает это напряжение, искажено ли его лицо страхом или он тверд и решителен перед лицом расправы, которая его ожидает, учитывая, тот факт, что он, возможно, никогда больше не увидит Кристин; как он относится к Призраку – прощает ли он ему разрушенное счастье или он полон ненависти и злобы из-за невозможности отомстить; как он воспринимает Кристин – винит ли он её в случившемся, ждет ли от нее помощи? Некоторые из ответов на ключевые для персонажа вопросы может дать эта сцена, поскольку она является самой напряженной, кульминационной сценой спектакля, в которой должен разрешиться конфликт, в которой герои, находясь в крайне экстремальной ситуации, проявляют свою истинную сущность, а также свои намерения и симпатии. Наконец, эта сцена должна приоткрыть завесу тайны и над образом самого Призрака, ведь именно Призрак в ней – главное действующее лицо. Именно от него зависит то, как разрешится этот конфликт, именно за его действиями наблюдают два других героя, пытаясь предугадать развязку этого конфликта. Здесь демонстрируется отношение Призрака и к Кристин, и к Раулю. Он медленно направляется в сторону своего соперника, очевидно, еще до конца не понимая какое решение он примет. Как он направляется к Раулю, как смотрит – являются ли его движения резкими, хищными, агрессивными, самоуверенными или он идет мерным, спокойным шагом обреченного, уже подсознательно чувствуя проигрыш, идет ли он сначала резко и быстро, а после останавливается? Варианты могут быть различны. Так или иначе, эта сцена демонстрирует нам глубинные мотивировки Призрака, раскрывает его личность. Все мы знаем о том, что Призрак отпустит Кристин и Рауля, потому что это лицензионная постановка и каждое движение в ней задокументированно. Но как именно он это сделает – это может продемонстрировать нам, «прожить» только конкретный артист, в этом и есть сущность живого театра. Кто не знает, чем закончатся «Чайка» или «Вишневый сад»? Но, тем не менее, эти пьесы ставятся во множестве театров и люди ходят в театр для того, чтобы увидеть их потому, что наиболее притягательна именно эта магия живого театра. Как Призрак смотрит на Рауля, надеется ли он покарать обидчика, тем самым расквитавшись и с ним, и с Кристин, сделав ей больно, тем самым закончив эту историю навсегда? Думает ли он о том, чтобы поджечь Рауля – одно движение, и даже Кристин, имеющая над ним некоторую власть, не сможет остановить этот процесс. Так или иначе, он проявляет великодушие, он отпускает и Рауля, и Кристин. Подразумевается, что этот момент должен быть неожиданным, он нарушает ожидания зрителей, даже если они смотрят мюзикл далеко не в первый раз (все дело опять-таки в магии живого театра). Этому способствует и музыка, а именно мерное звучание барабанов, в какой-то степени отсылающее нас к языческим ритуалам, создающее атмосферу напряженности, которая дает понять зрителю, что «что-то должно случиться» (и даже если зритель точно знает, что именно должно случиться, он неизменно будет заворожен, наблюдая за той ситуацией, которая разворачивается на сцене). Этот мерный звук барабанов как будто усыпляет бдительность зрителей, они привыкают к этому звуку, и тем неожиданней для них то, как резко этот звук обрывается, с какой стремительностью он оповещает зрителей о том, что конфликт разрешился. Этот самый звук барабанов может звучать сколь угодно долго, и в этом смысле музыкантам нужно очень внимательно следить за тем, что происходит на сцене, потому что именно в этот момент артисты отыгрывают эти чрезвычайно важные для понимания персонажей сцены, о которых мы говорили ранее. Конечно, главным действующим лицом здесь является Призрак, поэтому именно от него будет зависеть то, насколько долго будут звучать барабаны. Дольше, чем некоторые из его коллег, барабан заставляет звучать Хью Панаро в роли Призрака. Обладая эксцентричной и неординарной манерой игры, Панаро умело играет на зрительском ожидании и нагнетает напряжение. Хью Панаро ярче других поддерживает иллюзию непредсказуемости. Его Призрак не особенно лиричен, он полон ядовитого цинизма и желчи, он саркастичен, порой даже слишком. Свою драму он не будет практически полностью демонстрировать Раулю и, прежде всего Кристин, как это делает, например, Призрак в исполнении Стива Бартона, панаровский Призрак скрывает её за шутовством и паясничесчтвом. Хорошей иллюстрацией этой трактовки образа может служить фраза «Sir, this is indeed an unparalleled delight! I had rather hoped that you would come. And now my wish comes true -you have truly made my night!» На фразе «Sir, this is indeed an unparalleled delight!» Призрак Панаро с театральным отвращением отбрасывает куклу-невесту, которая воплощает для него образ Кристин, с притворной услужливостью раскланивается и, наконец, садится на свой «трон» с фамильярностью хозяина. Он дико хохочет, замечая реакцию Кристин на историю своей жизни, которую он, впрочем, рассказывает без особенного трагизма и слез жалости, а скорее с горькой усмешкой, отвечая ей: «Pity comes too late!», делая акцент на слове «latе», очевидно, подразумевая, что этой запоздалой жалостью она хочет спасти себя и Рауля и давая ей понять, что этот номер с ним не пройдёт. В мюзикле есть несколько ключевых арий и в этих ариях есть фразы-маркеры, которые также являются ключевыми и раскрывают индивидуальность образов, созданных артистами. Призрак Хью Панаро просто свирепеет, когда Кристин в нерешительности сидит рядом с ним, сожалея о том, что слепо доверила ему свой разум. Однако его ярость также выражена своеобразно. Он медленно и плавно, но в то же время с твердой решимостью добиться своего, как бы надвигается на нее с неизбежностью зла и произносит: «You try my patience - make your choice!» При этом первую часть фразы он говорит спокойным и тихим голосом, а во второй части переходит на крик.