Многие прогнозы и предсказания футурологов так или иначе сбывались. Это происходит не от того, что футуролог по наитию получает некое знание о будущем, как библейский пророк, но потому что он приходит к видению возможного будущего посредством интеллектуальной сосредоточенности на нем, и размышлении о путях развития. И многими футурологами и фантастами были рассмотрены варианты событий, при которых человечество так или иначе сталкивалось с каким-либо нечеловеческим разумом. В основном это были пришельцы из космоса, искусственный интеллект или существа, созданные посредством генетических модификаций. Перечислять данные произведения не имеет смысла, эта тема настолько часто обыгрывается в мировой культуре, что хотя бы один такой эпизод можно найти в любом научно-фантастическом сериале, таком как "Звездный путь" или "Секретные материалы", и у любого автора, например у братьев Стругацких, Стивена Кинга, Клиффорда Саймака, Айзека Азимова и у многих других.
В одной из наших предыдущих статей было рассмотрено несколько произведений авторов, которые по разному описывали столкновение с иным разумом; речь идет о трех произведениях, одно из которых принадлежит перу братьев Стругацких, "Пикник на обочине", и два - Стивену Кингу, "Под куполом" и "Почти как бьюик". В "Пикнике на обочине" речь идет о непостижимости технологий, которые используются разумными существами, гораздо превосходящими людей. В романе "Под куполом" непостижимыми становятся не только технологии, но и действия иных существ, которые, как предполагается, оказываются детьми. В этом произведении, точно также, как и в "Почти как бьюик", Стивен Кинг делает иной разум пугающим. Следует уточнить, правда, что в последнем романе Кинг идет дальше, он делает пугающим вообще все, что выходит из автомобиля-портала. При всем уважении, в двух данных романах Стивен Кинг выступает, как транслятор неких страхов или предрассудков, впрочем это не означает, что иное не может пугать и быть опасным, ведь опасность может представлять даже вполне знакомое нам. Именно поэтому Кинг рассматривает один аспект, может быть не столь интеллектуально интересный, как Стругацкие, но все же существенный.
Интересной темой в искусстве является также взаимодействие с искусственным интеллектом, роботами, киборгами, андроидами и прочим. Таковы, к примеру, "Я, робот", сборник научно-фантастических рассказов Айзека Азимова, сформулировавшего три закона робототехники. И не только он один рассматривал проблемы развития данной отрасли.
Первая часть цикла романов "Монолит", называемого также "Космическая одиссея", роман "2001: Космическая одиссея" рассказывает, в том числе, об инциденте, который произошел в космосе с членами экипажа корабля "Дискавери-1" и корабельного компьютера под названием ЭАЛ (HAL 9000). В итоге ЭАЛ продолжает существовать в последующих романах Кларка, где его роль меняется, и становится более интересной, но в первой части происходит история, практически ставшая классической - компьютер начинает убивать людей. Нечто похожее, хотя и по другим причинам, происходит в 7 серии 1 сезона сериала "Секретные материалы", под названием "Дух из машины" ("Ghost in the Machine", возможно название перекликается с названием художественного приема "Deus ex machina"); в фильме "Обитель зла" мы находим такого персонажа - Красную Королеву, главный компьютер лаборатории "Муравейник". Сюжетное сходство с упомянутыми произведениями существует также в фильмах "Матрица" и "Терминатор". Как правило, искусственный интеллект в кинематографе или литературе по разным причинами, оказывается враждебным человеку. Хотя имеются исключения.
Столкновение с иным разумом тоже зачастую воспринимается, как конфликт, впрочем, опять же, не всегда. Не имеет смысла перечислять бесчисленное множество фильмов, книг и футурологических сценариев, когда столкнувшись с людьми инопланетная цивилизация начинает войну на уничтожение людей или захват планеты Земля. Встреча с пришельцами в космосе также вызывает столкновения интересов. Люди, столкнувшись с менее развитой расой могут начать вести себя точно также - уничтожать их, или захватывать их миры. Таковое происходит, например, в фильме "Аватар". Во всем этом прослеживается история, которая произошла при колонизации двух открытых когда-то на Земле континентов - Северной и Южной Америки, между белыми и индейцами, где колонизаторы вели себя далеко не лучшим образом.
В искусстве, благо, существуют и другие примеры взаимодействия с искусственным интеллектом, инопланетными расами, роботами или андроидами. К таковым можно отнести, к примеру, "Звездный путь", впрочем эта Вселенная содержит весьма разнообразные сюжетные эпизоды; упомянутые выше романы и рассказы Азимова и Кларка; книги Клиффорда Саймака, такие, как "Пересадочная станция", и много другое.
Это заставляет задумать о том, как следует вести себя при возможном взаимодействии с иным, нечеловеческим разумом, не важно в какой форме он будет существовать. Вероятно, что по отношению к иному разуму следует применять те же этические нормы, которые применяются в человеческих отношениях. Так, проблем связанных с индейцами можно было бы избежать, если бы белые всегда были честны, и относились к индейцам, как бы это не звучало странно, со всем уважением и пониманием. Конечно же, такое отношение невозможно было в ту эпоху, но с тех пор многое изменилось.
Важно не конкурировать с иным разумом, не уничтожить его носителя, но понять его, и взаимодействовать с ним. Это кажется автору статьи наиболее рациональным. Если предположить, что существуют некоторые законы разумного мышления, которые будут общими для любых форм разума, то взаимодействие вполне возможно, и оно может несказанно обогатить все стороны. В конце-концов разве познание Другого не есть ли открытие целой Вселенной? А расширение опыта, как вид познания, вещь вполне подходящая для того, чтобы стать смыслом жизни высокоразвитого существа. В любом случае человечество стремиться к тому, чтобы создать или найти иной разум, и тем самым разнообразить свое бытие.