Древняя Русь, как известно принимала христианство из Византии. Поэтому и ряд обычаев, распространенных в среде Византийской знати и правящих династий, русичами тоже были приняты.
Византийский обычай
Постриг на смертом одре или на ложе болезни практиковался в Византийской империи примерно с 10 века. Императоры и императрицы стремились с помощью отречения от мирской жизни избежать на том свете так называемых мытарств- мучений души во искупление земных грехов.
Отречение от мирской жизни считалось одним из достойных способов подготовиться к будущей жизни вечной. Около 2-х десятков Византийских правителей покинули этот мир в монашеском звании.
Кстати, обычай постригать монарха, свергаемого с престола, к нам тоже пришел из Византии. Хотя там были и примеры "расстрижения" насильно постриженных свергнутых правителей.
На Руси
Первой из перенявших эту традицию на руси была женщина. Многогрешная супруга Ярослава Мудрого Ингегерда. В иночестве она стала Ириной. Интересен тот факт, что постриглась она не на пороге смерти, а за несколько лет до нее. Видимо груз грехов был столь велик, что душе требовалось долгое покаяние.
А уже потом пострижение в иноческое звание стало традицией и для князей, и княгинь из рода Рюриковичей, и для знатных бояр.
Князья Московского княжеского дома, по крайней мере те, чья смерть не была внезапной, в подавляющем большинстве умерли иноками.
Новое имя в жизнь вечную
Чтобы подчеркнуть отречение от мирской жизни, постригаемый принимал новое имя, хотя и не всегда. Этот акт доставляет историкам немало хлопот и путаницы: иногда летописец, записав о кончине такого-то князя, просто забывал указывать его мирское имя.
Монашеское имя выбирали не случайно:
- Первая категория имен. Созвучные собственному крестильному имена: Александр Невский - Алексей, Михаил Александрович Тверской -Матвей, Иван Михайлович Тверской - Иов.
- Вторая категория. Выбор монашеского имени по святцам даты рождения: Иван Калита - Ананий, Симеон Гордый - Созонт.
- Третья категория. Ее составляли имена уже почитаемых на Руси или в данной местности святых. Например многие княгини постригались с именем Ефросинии, в честь Ефросиньи Полоцкой. Ефросиньей стала и вдова Дмитрия Донского Евдокия.
- Четвертая категория. Родовые иноческие имена. Обычай брать имя при постриге с которым постригался дед или отец. И напротив, родившемуся вскоре в княжеской семье младенцу могли дать и иноческое имя недавно покинувшего земную юдоль родственника.
Летописная путаница
Путаницы было много. Наши предки сохранили много языческих верований. В том числе и веру в необходимость иметь тайное имя, от сглаза. Этим именем не пользовались, но оно было залогом покровительства духов и богов.
Позже традиции изменились.Некоторые князья и княжичи могли иметь и до 4-х имен: первое - славянское, второе христианское крестильное, третье - официальное тронное, четвертое - иноческое.
А еще существовала традиция давать и "прямое имя" по дню рождения, а крестильное по святцам на день крещения.
Так, например, Дмитрий Суздальский, тесть того же Дмитрия Донского носил "тронное" родовое имя Дмитрий, крещен был, как Фома, а постригся перед смертью с именем Феодор.
Романовы
Романовы традиции предсмертного пострига не придерживались. Постриг у них существовал для разведенных жен и неугодных сестриц.
И если князья из рода Рюриковичей, принявши постриг велели нести себя в монашеские кельи, отрекаясь от всего земного, то цари из Романовых предпочитали уйти из жизни при короне и в комфорте государевой опочивальни.
Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет
***
Еще больше историй и фактов на моем канале. Заходите в гости, я Вам всегда рада.