Найти тему
Прожито

Почему Русские князья и княгини принимали монашеский постриг

Оглавление
Древняя Русь, как известно принимала христианство из Византии. Поэтому и ряд обычаев, распространенных в среде Византийской знати и правящих династий, русичами тоже были приняты.

Византийский обычай

Постриг на смертом одре или на ложе болезни практиковался в Византийской империи примерно с 10 века. Императоры и императрицы стремились с помощью отречения от мирской жизни избежать на том свете так называемых мытарств- мучений души во искупление земных грехов.

Отречение от мирской жизни считалось одним из достойных способов подготовиться к будущей жизни вечной. Около 2-х десятков Византийских правителей покинули этот мир в монашеском звании.

Кстати, обычай постригать монарха, свергаемого с престола, к нам тоже пришел из Византии. Хотя там были и примеры "расстрижения" насильно постриженных свергнутых правителей.

На Руси

Первой из перенявших эту традицию на руси была женщина. Многогрешная супруга Ярослава Мудрого Ингегерда. В иночестве она стала Ириной. Интересен тот факт, что постриглась она не на пороге смерти, а за несколько лет до нее. Видимо груз грехов был столь велик, что душе требовалось долгое покаяние.

А уже потом пострижение в иноческое звание стало традицией и для князей, и княгинь из рода Рюриковичей, и для знатных бояр.

-2

Князья Московского княжеского дома, по крайней мере те, чья смерть не была внезапной, в подавляющем большинстве умерли иноками.

Новое имя в жизнь вечную

Чтобы подчеркнуть отречение от мирской жизни, постригаемый принимал новое имя, хотя и не всегда. Этот акт доставляет историкам немало хлопот и путаницы: иногда летописец, записав о кончине такого-то князя, просто забывал указывать его мирское имя.

Инок Алексий (в миру Александр Невский)
Инок Алексий (в миру Александр Невский)

Монашеское имя выбирали не случайно:

  • Первая категория имен. Созвучные собственному крестильному имена: Александр Невский - Алексей, Михаил Александрович Тверской -Матвей, Иван Михайлович Тверской - Иов.
  • Вторая категория. Выбор монашеского имени по святцам даты рождения: Иван Калита - Ананий, Симеон Гордый - Созонт.
  • Третья категория. Ее составляли имена уже почитаемых на Руси или в данной местности святых. Например многие княгини постригались с именем Ефросинии, в честь Ефросиньи Полоцкой. Ефросиньей стала и вдова Дмитрия Донского Евдокия.
  • Четвертая категория. Родовые иноческие имена. Обычай брать имя при постриге с которым постригался дед или отец. И напротив, родившемуся вскоре в княжеской семье младенцу могли дать и иноческое имя недавно покинувшего земную юдоль родственника.
-4

Летописная путаница

Путаницы было много. Наши предки сохранили много языческих верований. В том числе и веру в необходимость иметь тайное имя, от сглаза. Этим именем не пользовались, но оно было залогом покровительства духов и богов.

Позже традиции изменились.Некоторые князья и княжичи могли иметь и до 4-х имен: первое - славянское, второе христианское крестильное, третье - официальное тронное, четвертое - иноческое.

-5

А еще существовала традиция давать и "прямое имя" по дню рождения, а крестильное по святцам на день крещения.

Так, например, Дмитрий Суздальский, тесть того же Дмитрия Донского носил "тронное" родовое имя Дмитрий, крещен был, как Фома, а постригся перед смертью с именем Феодор.

Романовы

Романовы традиции предсмертного пострига не придерживались. Постриг у них существовал для разведенных жен и неугодных сестриц.

-6

И если князья из рода Рюриковичей, принявши постриг велели нести себя в монашеские кельи, отрекаясь от всего земного, то цари из Романовых предпочитали уйти из жизни при короне и в комфорте государевой опочивальни.

Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет

***
Еще больше историй и фактов на моем канале. Заходите в гости, я Вам всегда рада.