Найти тему

История о том, как Stolichnaya вернулась домой

«Столичная» — одна из великих и известных марок в России и за рубежом. В 2015 году бренды Stolichnaya и Moskovskaya вернулись на Родину. Более двенадцати лет длились суды по определению прав на использование марок между SPI Group и предприятием «Союзплодоимпорт». Эксперты единодушны в мнении, что успехом популярности за рубежом марки обязаны именно бизнесмену Юрию Шефлеру. Время расставит все по местам и мы узнаем, кому должны принадлежать русские бренды Stolichnaya и Moskovskaya. Моя задача — рассказать о великом бренде, корни которого уходят во времена Великой Отечественной войны.

🍸🍸🍸

В 1938 году, была разработана рецептура водки «Столичная». На сайте ФКП «Союзплодимпорт» рассказывается, что автором рецептуры является Ленинградский технолог Виктор Григорьевич Свирида, а первый серийный выпуск водки «Столичная» датирован 1941 годом.

Один из первых вариантов этикетки
Один из первых вариантов этикетки


Мастер Свирида создал рецептуру, выполняя госзаказ для высшего командирского состава Советской армии. Производили «Столичную» на Московском казенном винном складе №1, сегодня это завод «Кристалл». Такую историю рассказывает нам
Википедия и многие сайты перепечатывают эту легенду друг у друга. Как утверждают эксперты, в этой истории очень много нестыковок с датами начала производства водки «Столичная». Чем больше мифов и легенд вокруг самой известной марки, тем загадочней история.
По одной из версий, водка так пришлась по душе руководству страны, что была «засекречена» и попала в свободную продажу только при Хрущеве. Коммерческая цена на водку в 1944 году была 160 рублей и приобрести её могли только люди, у которых «водились деньги» и иностранцы.

Встреча Ричарда Никсона и Никиты Хрущева
Встреча Ричарда Никсона и Никиты Хрущева

История гласит, что экспорт русской водки «Столичная» начался в 1949 году, а в 1954 году она получила призвание на международной выставке в Лондоне, победив в «слепом тестировании» американскую водку Smirnoff. По другой версии экспортировать водку мы начали в 60-х годах. На одной из американских ярмарок Никиту Хрущева угостили напитком Pepsi-Cola и ему он так понравился, что он предложил производить напиток в обмен на поставку водки в Америку. Позже, на встрече с Ричардом Никсоном Никита Хрущев хвалил «русскую» Пепси, а про американскую говорил, что она пахнет гуталином.
Есть несколько фактов в легенде, которые при внимательном изучении вызывают вопросы. Основная версия расследования основана на том, что во время войны не могли выпустить водку, тем более в блокадном Ленинграде. Людям нужен был хлеб больше, чем спирт. Во вторых, бутылки, в которые могли разливать «Столичную» шли на фронт в виде «коктейля Молотова», а спирт в то время поставлялся бочками. Большой надобности в создании новой этикетки во время Отечественной войны не было, но сама история о бренде звучит красиво.

История дизайна этикетки Столичная

Фото: современный вид водки Столичная.
Фото: современный вид водки Столичная.

Впервые увидев этикетку, я был поражен лаконичностью и шрифтовым решением. Динамичная надпись по диагонали выполнена шрифтом и имитирует рукописное написание. Сразу впечатывается начальная буква «C» в названии продукта. Я, как и опрошенные в 1966 году думал, что на рисунке элемент завода или элеватора. Оказывается, это рисунок гостиницы «Москва». С иллюстрацией гостиницы не менее запутанная история. Владимир Печенкин на страницах своей книги «Советская водка» рассказывает шпионскую историю, почему на этикетке изобразили не Кремль. Якобы Берия хотел разрекламировать новую гостиницу, которую выстроили для элиты и нашпиговал новые номера жучками для прослушивания. Для его целей и подошло изображение гостиницы «Москва», которая была построена за три года до регистрации марки. Как я и говорил вначале, неясно кто автор рисунка на этикетке. Практически все говорят, что автором рисунка является художник В. М. Яковлев. По второй версии утверждается другое — автор Андрей Иогансон. Надо отметить, что авторство Иогансона опирается лишь воспоминаниях его сына. Многие утверждают, что Андрей Иогансон был в то время очень юн и ему не могли доверить столь ответственное задание.

К такому виду этикетки привыкло не одно поколение и я никогда не задумывался о истории великой марки. Мне стало интересно, кто является автором одного из самых известных за рубежом русских брендов и я восстановил информацию о водки «Столичная». Оказалось, что бренд за время существования оброс слухами и легендами и уместить все в одну статью оказалось нелегкой задачей.

Как сегодня живет бренд сегодня я решил написать отдельный рассказ. Тизером оставлю здесь ролик.