Найти тему
Философия и наука

Экологические проблемы и этика

Слово "экология" происходит от древнегреческого слова "οἶκος", которое может быть переведено как "дом", "жилище", "обитель", "хозяйство" и так далее, и слова "λόγος", "слово", "учение", "наука". Таким образом экология - это наука о доме. Уже в самом этом слове есть некоторые базовые утверждения, на которые можно обратить внимание. Во-первых, слово дом, или хозяйство - указывает на то, что окружающая нас природа, планета Земля, а в более широком смысле - вся Вселенная - являются нашим местообитанием, нашим жилищем. Тот факт, что мы создаем науку, которая признана изучать, а также некоторым образом воздействовать на наше жилище - указывает на чувство человеческой ответственности перед тем, какие процессы протекают в доме.

Можно сказать, что человек, в этом смысле, похож на садовода. Вселенная же становится его садом, неким уделом, который может быть возделан посредством культуры. Так садовод ухаживает за плодовыми деревьями, поливает их, пропалывает сорняки, вырубает ненужный кустарник. Он может высадить какие-либо растения, чтобы собрать урожай, а потом сделать из них вино, варенье или консервации, испечь хлеб. Он может срубить деревья для того, чтобы освободить место, и пустить древесину на дрова для барбекю. Он знает свой сад, и отдает себе отчет в том, что если построит сарай в некотором месте, то тень этого сарая загородит кусочек плодородной земли. Но садовод, огородник или фермер является хозяином некоторого неуникального мира, ограниченного во времени и пространстве, в основном с понятными процессами. В то время как человечество на планете - есть хозяева, от которых зависит куда больше, нежели от садовника. Человечество не может, по крайней мере пока, ни продать свой "удел", ни переехать на новое месте. Поэтому экология является крайне актуальной областью исследования и деятельности.

Можно много спорить о том, следует ли выделять человека из живой природы, или он "одной крови" со зверями и птицами. Можно спорить, существует ли у животных душа, разум, или это прерогатива человека. Является ли человек властителем всего сущего, или венцом творения, или же он самое ничтожное существо, которое столь же жестокое и безумное, сколь страдательное. Но все эти разговоры не имеют отношения ни к экологии, ни к науке вообще. Как и во многих других случаях, спорщики тут не находят никаких оснований для своих высказываний, кроме мифологических, а все противоречия создаются искусственно, в политических, маркетинговых или иных целях, а иногда вовсе без таковых. Но факт остается фактом, кем бы ни был человек - он существо очень могущественное, и способное к преображению окружающей среды.

Таким образом на человечество возложена величайшая ответственность, которая совмещена с потрясающими возможностями. И по мере развития человек может нанести все больший вред природе, и в то же время все более способен к ее продуктивному контролю. Если предположить, что преображение мира в ходе процесса хозяйственной деятельности является культурой, то грубое и недальновидное разрушение мира - оказывается бескультурием.

Вернемся к образу садовода или огородника. Представьте себе хозяина, который стремится возделывать свою землю. Чем он руководствуется в своих действиях? Во-первых, необходимостью, в том смысле, что огород кормит его семью, являясь средством к существованию. Во-вторых эстетическими соображениями - расположение грядок, цветы, отделка дома все это приводится в порядок, в соответствии с представлениями о красоте. Красота, конечно, во многом имеет некоторое практическое обоснование, но она не перестает при этом быть красотой. Садовод не защищен от ошибок, но вся его деятельность является бесконечным стремлением к тому, чтобы сохранить огород, сделать возделование земли достаточно эффективным, и чтобы бытие всего в этой ойкумене соответствовало эстетическим запросам. Можно смоделировать разные огороды, и огородников с различной мотивацией, но это неважно, в рамках этого образа.

Но можно представить себе другого человека, которому досталась в надел земля с садом или огородом, но подверженного алкоголизму. При желании на место алкоголизма можно поставить то, что угодно душе - наркоманию, тягу к быстрой и легкой наживе, лень и так далее, но мы, пожалуй, остановимся именно на этом недуге. Вполне вероятно, что его сад не будет столь цветущим и ухоженным - растения будут давать гораздо меньшие урожаи, ввиду отсутствия необходимого полива, обилия сорняков и других факторов; птицы будут разорять посевы, бездомные собаки, попавшие на участок через дыру в заборе будут топтать грядки. Деревья и кустарники будут расти без контроля, и в итоге заполонят собой все пространство сада или огорода, не дав возможности роста культурных растений. Говорить об эстетики тут вообще не имеет смысла.

Проводя аналогию можно сказать, что часть человечества находится в состоянии больного алкоголизмом человека, и не способно заботиться об окружающем мире, но при этом способно разрушительно воздействовать на него, напрямую или опосредованно. Это происходит от множества причин, но автор статьи полагает, что зачастую это происходит из-за отсутствия осознанности своего бытия. Таковые не мыслят ни о себе, ни о своем существовании, которое ограничивается некоей страстью (в рамках образа - алкоголизмом). Страсть делает их деятельность неадекватной окружающему миру.

И тут мы приходим к вопросам этики. Именно этические представления могут дать человеку то основание, на котором будет построена его деятельность, в том числе и касающаяся вопросов взаимодействия с окружающей средой. "Трезвитесь и бодрствуйте" - вот максима, которая указывает на путь, выводящий из тупика страсти и безумия. Осознание своей ответственности, как перед природой, так и перед ближними, и даже перед будущим является более чем половиной решения проблемы - остальное лишь дело техники.