Это кажется очевидным: большинство людей уже взрослые. Они физически развиты, ходят на работу, водят машину, пользуются интернетом и могут не спать ночами. Но все это — отнюдь не признаки психологической взрослости. Об этом одна из глав «Книги жизни», части онлайн-проекта о саморазвитии британского философа Алена де Боттона «Школа жизни».
Наша истинная зрелость может отставать от официального возраста на много десятков лет. Судя по проявлению эмоций, которые мы не стремимся выводить на сознательный уровень, большинство продолжает вести себя так же, как маленькие дети, которыми мы когда-то были.
Например, рядом с кем-то, кто старше нас или занимает более высокое служебное положение, мы привыкли вести себя пассивно и скромно. Мы мысленно наделяем их непререкаемым авторитетом и ожидаем, что они знают ответы на все вопросы. Нам и в голову не придет им противоречить, даже если захочется.
Открывая собственную сексуальность, можем испытывать сильное чувство вины, будто бы мы должны защитить свою непорочность и чистоту. Словно наша ничем не ограниченная телесность должна вызывать отвращение и разочарование.
Вместо того чтобы объяснить, что нас беспокоит, мы предпочтем проявлять гнев или обижаться. А это — две самые типичные детские реакции на неприятную ситуацию.
Осознать механизмы нашего поведения и понять, что они были заложены в нас много лет назад и обстоятельства того времени давно не существуют, может быть очень длительным процессом.
Принять этот факт эмоционально еще сложнее, чем понять разумом. Тот маленький мирок, в котором мы выросли, не отражает всех законов, по которым живет большой мир. А набор реакций, которые мы заучили в детстве, вовсе не должен диктовать нам правила взаимоотношений с окружающими нас людьми.
Возможно, в детстве на нас навесили ярлык — «тихоня», «бунтарь», «жертва», «самый сильный». Но это вовсе не означает, что детские ярлыки должны определять нашу личность всю оставшуюся жизнь.
Годы могут уйти на осознание того, что мы свободны. Мы много лет ждем разрешения уволиться с неприятной для нас работы, хотя на самом деле никто и не заметит, если мы завтра же не придем в офис. Мы боимся общественного мнения, которое, по сути, всего лишь проекция ожиданий наших родителей (которые, возможно, уже не с нами). Мы ждем похвалы от «действительно знающих людей», хотя на самом деле таких не существует. Мы боимся проявлений гнева, которых легко могли бы избежать.
Стать эмоционально зрелым — значит расширить репертуар собственных возможных реакций в контакте с другими людьми. Авторитетные для нас фигуры могут ошибаться.
Мы можем раздражать кого-то — и никто от этого не умрет. Секс не обязан быть отвратительным. Мы можем спокойно рассказать о том, что нас беспокоит, и нас услышат.
Мы приближаемся к истинной зрелости, когда перестаем настаивать на том, что мы полностью отдаем себе отчет в собственных эмоциях. Нужно признать, что часто наше психологическое состояние не соответствует нашему биологическому возрасту. Осознание того факта, что мы (пока что и в некоторых аспектах) — не совсем взрослые, может быть началом пути к истинной зрелости.