Конференцию EA Play перед E3 было за что похвалить, но в коллективной памяти останется скандальный показ Command & Conquer Rivals – простенькой мобильной стратегии. “Command & Conquer для нового поколения”? Серьезно, Electronic Arts, неужели вы не понимали, что получите в ответ?
Недавно я писал колонку о том, что авторы сами решают, как им творить (или нет). Если сами, то нельзя критиковать Command & Command Rivals только потому, что вы мечтали о полноценной RTS на мощных платформах. Мобильные стратегии тоже нужны, и успех или провал Command & Conquer Rivals – вопрос дизайна, баланса, механик монетизации, объема контента, своевременных обновлений, интересных ивентов. Ставить дизлайк только за название – понятная, но не вполне честная реакция.
Другое дело, что игра может быть легитимной как творчество, полезной как бизнес-проект и одновременно неуместной в коммуникации с аудиторией. С людьми надо уметь разговаривать, и в Electronic Arts этот навык с некоторых пор совершенно утерян.
Пример из прошлого года – история с лутбоксами в Star Wars Battlefront II, пример из этого – анонс Battlefield V. Показав на премьере ролик со смешно раскрашенными персонажами, разработчики притворились, что вся критика пользователей может быть сведена к “женщины не воевали”. На EA Play был представлен более мрачный Battlefield V, но со всем те же фокусом на инклюзивности. Но ведь выполнить ровно те же художественные и PR-задачи можно было в разы проще, построив коммуникацию иначе. Берете реальные истории женщин во Второй Мировой, монтируете ролик об этом и пускаете перед видеорядом Battlefield V. С именами и датами. Объявляете, кто конкретно из них был источником вдохновения для команды, а в идеале – прототипом для героинь игры. Финальный штрих – выводите на сцену настоящего живого историка. Никаких вопросов не возникает, все счастливы. Зачем было устраивать скандал на пустом месте?
Из той же серии – анонс Star Wars Jedi: Fallen Order через болтовню с Зампеллой в зрительном зале. У вас вообще ничего не готово? Зачем тогда заикаться? Зачем делать это на фоне подробного рассказа о новом контенте для Star Wars Battlefront II? Зачем делать это так буднично, так дешево? Может быть, эта игра неважна для EA? Вопросы, которые просто нельзя было допускать.
Более серьезная проблема – неумение объяснить, зачем и кому будет нужна Anthem. Целых три человека из команды разработки дали на сцене мастер-класс по PR-булшиту: рассказывали обо всем и ни о чем, давали неконкретные ответы на неинтересные вопросы, мухлевали и запутывали. “Нашу игру можно проходить в одиночку, но уровень сложности будет повыше и вообще мы бы хотели, чтобы все хотя бы раз попробовали кооператив”. Как это понять правильно? Разумеется, что кооператив в игре – главное, а однопользовательский опыт – второстепенное. Хорошо, тогда незачем ждать, будто Anthem – новая Mass Effect или Dragon Age. Но тогда что это будет? Ради чего играть? Взаимодействие с игроками, открытый мир, – это все инструменты, абстракция без конкретного наполнения. На что фокус? Можно ли в паре предложений понятно сформулировать, о чем игра? Возможно, проблема в том, что даже внутри Electronic Arts ответ есть только такой: “Это полный клон Destiny, только от BioWare”. Но произнести его со сцены, конечно, нельзя. Ну и еще остается вопрос, нужна ли такая игра, если даже Destiny 2 растеряла аудиторию гораздо быстрее, чем первая Destiny. И зачем было ее поручать специалистам по однопользовательским RPG? Вопросы, вопросы.
У других игр и команд Electronic Arts, кстати, с фокусом все в порядке. Взять FIFA, например. Ради чего покупать FIFA 19? Ради Лиги Чемпионов, которая впервые за много лет будет включена в игру. Вот вам кубок ЛЧ на сцене. Что команда сделала под Чемпионат Мира в России? Добавила ЧМ-контент в FIFA 18 и сделала игру временно бесплатной. Вопросов нет, молодцы. А зачем покупать Unravel 2? Теперь это трогательная история не о ностальгии по детству и одиночестве, а об отношениях и кооперативе. Все понятно, бегу в цифровой магазин. А зачем покупать Anthem? Там можно бегать вчетвером в экзоскелетах и стрелять, выбивая циферки из монстров?
Довольно вменяемо смотрелись и анонсы стриминговых и подписочных инициатив Electronic Arts. В мире победившего “Нетфликса” логично выглядит доступ ко всей библиотеке крутых игр, чтобы можно было пробовать каждую по чуть-чуть и бросать как только надоест, а не выкладывать фулл-прайс за владение блокбастером, который не факт что вообще понравится.
Тут есть только один нюанс. Дело в том, что Electronic Arts – не совсем та компания, на сервис которой хочется подписаться, потому что у нее физически не так много новых игр в разработке. В феврале портал Metacritic, публикуя статистику по оценкам за прошлый год, перевел Electronic Arts из числа “крупных” издателей в “средние”. Впереди по количеству релизов оказались даже Koei Tecmo, NIS America и Telltale.
Конечно, по размеру бизнеса Electronic Arts далеко впереди, чистая прибыль – в районе миллиарда долларов в год. Но раньше компания казалась эдакой фабрикой по производству блокбастеров, пусть иногда и бездушных или излишне политизированных, но неизменно высокого качества и с отличным пониманием потребностей аудитории. После Mass Effect Andromeda появились сомнение в качестве, после лутбоксов в Star Wars Battlefront II – в понимании аудитории. На наших глазах фабрика блокбастеров превратилась в стремительный “Титаник”: на верхней палубе дамам и господам разливают Unravel 2 и Sea of Solitude и раздают пирожные, на нижней пролетарии и пролетарки кидают деньги в печь Battlefield V, а впереди маячит айсберг Anthem.
Больше текстов – на сайте "Страны Игр".