В корейском военном флоте XV-XVIII веков чаще всего использовались корабли типа пханоксон. Это были гребные двухпалубные суда с высокими бортами и скругленным плоским дном. Существовало множество модификаций таких кораблей, отличающиеся размерами и надстройкой.
Особой прочностью конструкции и высокой степенью защиты среди пханоксонов выделялся кобуксон («корабль-черепаха»). Многие исследователи считают этот корабль одним из первых боевых броненосцев.
Расцвет кобуксонов
Впервые кобуксон упоминается в трактатах начала XV века. Корабли-черепахи помогали отбивать набеги китайских и японских пиратов, но период триумфа этих судов наступил немного позже — во время Имидинской войны.
В конце XV века Корея находилась на пороге войны с Японией, однако была к ней практически не готова. Ситуацию исправил адмирал Ли Сунсин. Знаменитый военачальник практически заново отстроил корейский флот, в том числе и несколько кобуксонов.
Корейские инновации
Сохранились довольно подробные описания подготовки к строительству, конструкции судов и даже результаты испытаний. Трактат составил племянник адмирала Ли Бун. На основании этого документа удалось довольно точно восстановить внешний облик и характеристики кобуксона. К сожалению, ни чертежей, ни изображения корабля того периода не сохранилось.
Корабль-черепаха эпохи Имидинской войны был 30-35 метров в длину с закрытой верхней палубой и артиллерийскими амбразурами по периметру. По обоим бортам судна располагались 11 пушек. По два орудия устанавливались на носу и корме. Спереди корабль украшала выразительная голова дракона, в пасти которой размещалось дополнительное вооружение.
«Черепаший» панцирь
Главной изюминкой кобуксона была крыша верхней палубы. Именно эта деталь делала корабль похожим на черепаху и давала хорошую защиту бойцам, размещенным внутри.
Деревянная крыша сама по себе защищала моряков от вражеских стрел и легкого огнестрельного оружия, а кроме того, ее поверхность была покрыта стальными пластинами с острыми шипами. Оригинальный колючий панцирь препятствовал взятию судна на абордаж.
Дело в том, что японцы, для войны с которыми и проектировался корабль, не обладали тяжелым вооружением. Поэтому излюбленной тактикой самураев было сближение и взятие судов противника на абордаж. Кобуксон в ближнем бою был практически неуязвим. На носу корабля размещался мощный таран, который проламывал вражеское судно, после чего в ход шли бортовые пушки. Абордажные кошки и крючья соскакивали с чешуйчатой крыши «черепахи», а «десантники», рискнувшие перепрыгнуть на нее, напарывались на шипы.
За привычку «не глядя» вламываться в строй вражеских кораблей, японцы прозвали кобуксоны — мэкурабун, что в переводе означает «слепой корабль». Несмотря на угловатые формы, «черепаха» была довольно маневренным судном с великолепной устойчивостью. Корабль мог разворачиваться на месте, развивать скорость до трех узлов и без лишней раскачки вести орудийный огонь.
Кобуксон обладал внушительной огневой мощью. Почти три десятка пушек на борту корабля, в зависимости от калибра бьющие на дистанцию от 200 до 1200 метров, были способны в считанные минуты превратить любое вражеское судно в решето. Интересно, что некоторые пушки стреляли не ядрами, а деревянными «ракетами» со стальными наконечниками.
Корабли-черепахи применялись практически во всех морских битвах Имидинской войны и помогли адмиралу Ли Сунсину добиться уверенной победы над японским флотом.
Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!
Вам будет интересно:
«Потаённое судно» Ефима Никонова — как крестьянин делал подводную лодку для Петра Первого
«Севастополь» — боевой линкор трёх войн