Ребенок сосет палец, бьет сестру, боится засыпать, ругается грубыми словами, писается, хотя по возрасту уже не должен, впал в зависимость от компьютера…
Представьте себе, что есть способ помочь ребенку справиться с любыми проблемами в поведении. Очень симпатичный, творческий и уважительный по отношению к ребенку.
Практически у каждого ребенка есть сложности, проблемы в поведении, либо вредные привычки, которые беспокоят маму.
Что с ними делать?
Можно ничего не делать и ждать, когда ребенок перерастет эти проблемы.
Можно ругать и наказывать.
Можно каждый раз объяснять, почему так нельзя и как нужно.
А можно пойти другим путем: воспользоваться потрясающей методикой психиатра Бена Фурмана «Навыки ребенка».
Для меня магия этой методики в том, что Фурман считает, что у ребенка нет проблем, есть только навыки, которыми он пока не овладел. То есть, любая проблема переформулируется в недостаток какого-то навыка, который можно выработать. Абсолютно любая!
Еще магия этой методики в том, что родитель объединяется с ребенком в одну команду и помогает ребенку выработать этот навык в очень уважительной по отношению к ребенку манере.
Еще эта методика очень креативная, веселая, творческая, вкусная.
Расскажу о самых важных шагах методики.
1. Переформулировать проблему в навык, который нужно выработать.
Например, проблема – ребенок обзывается на сестру грубыми словами.
Навык, которого не хватает – выражать свою злость другими словами (меня это злит)
2. Обговорить с ребенком, какие преимущества даст обладание этим навыком. Возможно, ваш ребенок сразу не увидит никаких преимуществ. Тогда вы можете рассказать ему, какие вы видите преимущества. Спросите вместе с ним папу, бабушку, дедушку. Какие они видят преимущества в том, что ребенок овладеет этим навыком? Ребенок должен четко увидеть свои преимущества.
3. Пусть ребенок придумает название этому навыку. Дети придумывают потрясающе яркие названия.
4. Пусть ребенок выберет персонажа, существо силы, которое ему будет помогать. Можно купить фигурку этого персонажа, нарисовать картинку и повесить на видное место. Это существо будет помогать ему овладевать навыком.
5. Обговорите, что считать моментом овладения. Например, когда с момента последнего ругательства прошло 3 недели.
6. Нужно конкретно проговорить, в чем заключается этот навык. Проиграть его в ролевых ситуациях. Рекомендуется нарисовать таблицу и отмечать тренировки этого навыка.
7. Обязательно обговорить, как вам напоминать об этом навыке, когда ребенок забывает проявить его в жизни. Это может быть какое-то кодовое слово или звук, или жест.
8. Нужно выбрать группу поддержки – кто будет поддерживать ребенка в освоении навыка, кому вы будете рассказывать об успехах.
9. Обязательно придумайте, как вы будете праздновать тот момент, когда ребенок овладеет этим навыком. Продумайте во всех вкусных деталях, куда вы пойдете всей семьей (на аттракционы, в кафе, в кино) или кого пригласите к себе.
Поверьте, это очень творческие и захватывающие процессы.
Я для себя тоже выбрала навык – реагировать спокойно, когда мои дети что-то просыпают, проливают или разбивают. В качестве существа силы выбрала для себя образ Муми мамы. Мои дети были моей группой поддержки и они мне постоянно напоминали о тренировке моего навыка. Очень скоро я выработала в себе этот навык – спокойно реагировать на разлитое, рассыпанное и разбитое!
Желаю вам творческого подхода к решению воспитательных задач)