«Знание – сила. Таким образом, изучение мозга создает прочную основу для эмоционального интеллекта».
Мудрые слова от клинического психолога доктора Хейзеля Харрингтона.
«Когда дети понимают, что происходит в их мозгу, это может стать первым шагом к тому, чтобы иметь возможность делать выбор. Знания могут быть одинаково полезными и для родителей. Зная, как работает мозг, мы также можем понять, как реагировать, когда наши дети нуждаются в нашей помощи».
Вот как доктор Хейзел Харрингтон учит детей (и родителей) понимать мозг.
Иногда наш мозг может переполняться чувствами страха, грусти или гнева, и когда это происходит, это запутывает, особенно, детей. Поэтому важно дать детям возможность понять, что происходит в их мозгу. Это также полезно для детей, т.к. у них будет словарь для их эмоционального опыта, который могут понять другие. Думайте об этом, как иностранном языке; если другие люди в вашей семье тоже говорят на этом языке, тогда с ними легче общаться.
Итак, как вы начинаете эти разговоры с вашими детьми, делаете это в игровой форме, чтобы они были увлечены, и чтобы это было достаточно просто для их понимания?
Представляем дом мозга: верхний этаж и нижний этаж.
Я говорю детям, что их мозги похожи на дом: верхний этаж и нижний этаж. Эта идея исходит из книги Д-ра Дэн Сигеля и Тины Пейн Брайсон «Весь мозг ребенка», и это очень простой способ помочь детям понять о том, что происходит в их голове. Я продвинул эту аналогию еще на один шаг, рассказывая о том, кто живет в доме. Я рассказываю им рассказы о персонажах, которые живут наверху, и о тех, кто живет внизу. На самом деле, я говорю о функциях неокортекса (наш мозг мышления – верхний этаж) и лимбической системы (наш мозг – нижний этаж).
Кто живет наверху и кто живет внизу?
Как правило, персонажи наверху – это мыслители, решатели проблем, планировщики, регуляторы эмоций, креативщики, гибкие и эмпатические типы. Я даю им имена, такие как Успокаивающий Карл, Решатель проблем Пит, Креативный Крейг и Гибкий Феликс.
Люди внизу – это разведчики. Они очень сосредоточены на том, чтобы держать нас в безопасности и обеспечить удовлетворение наших потребностей. Здесь наш инстинкт выживания. Эти персонажи следят за опасностью, вызывают тревогу и убеждаются, что мы готовы сражаться, бегать или прятаться, когда сталкиваемся с угрозой. Внизу у нас есть такие персонажи, как Предупреждающая Элли, Испуганный Фред и Большой Босс Бутси.
На самом деле не имеет значения, как вы их называете, пока вы и ваш ребенок знаете, о ком (и о чем) вы говорите. Вы можете придумать свои собственные имена: попробуйте имена мальчиков/девочек, имена животных, имена героев из мультфильмов или выдуманные имена. Вам может понравиться найти персонажей из фильмов или книг, которые они любят, чтобы найти свой уникальный общий язык для этих функций мозга.
Переворачивание наших крыш: когда «нижний этаж» берет на себя контроль.
Наши мозги лучше всего работают, когда верхний и нижний этажи работают вместе. Представьте себе, что лестницы, соединяющие верхний и нижний этажи, очень заняты персонажами, несущими сообщения вверх и вниз друг к другу. Это то, что помогает нам делать правильный выбор, подружиться и ладить с другими людьми, придумать захватывающие игры, успокоиться и выходить из неприятных ситуаций.
Иногда на нижнем этаже мозга, Предупреждающая Элли видит какую-то опасность, Испуганный Фред паникует, и, прежде чем мы узнаем, где мы находимся, Большой Босс Бутси сигнализирует, что ваше тело готово к опасности. Большой Босс Бутси – босс, и он кричит, что «нижний этаж мозга берет на себя контроль. Команда с верхнего этажа сможет снова работать, когда мы будем вне опасности». Нижний этаж мозга «переворачивает крышу». Это означает, что лестницы, которые обычно позволяют подниматься наверх и спускаться вниз, чтобы работать вместе, больше не связаны.
Иногда переворачивание нашей крыши – это самая безопасная вещь.
Когда все в мозговом доме шумят, трудно кого-либо слышать. Бутси наверху сохраняет спокойствие, поэтому люди внизу могут подготовить наше тело к опасности. Бутси может сигнализировать другим частям нашего тела, которые необходимо включить (или выключить). Он может заставить наше сердце биться быстрее, поэтому мы готовы бежать очень быстро, или наши мышцы готовы сражаться изо всех сил. Он также может сказать, чтобы части нашего тела оставались очень спокойными, поэтому мы можем скрыться от опасности. Бутси делает это, чтобы держать нас в безопасности.
Попробуйте попросить вашего ребенка представить, когда эти реакции могут пригодится. Я часто пытаюсь использовать примеры, которые на самом деле не произойдут (опять же, чтобы дети могли вообразить эти идеи в виде игры, не напугавшись ими). Например, что мог бы сделать ваш нижний этаж мозга, если бы вы встретили динозавра на детской площадке?
Все переворачивают свои крыши.
Подумайте о некоторых примерах, чтобы поделиться с вашим ребенком о том, как мы можем все перевернуть наши крыши. Выбирайте примеры, которые не являются слишком напряженными.
Вот пример, который я мог бы использовать:
«Помните, когда мама не могла найти ключи от машины, и мы уже опаздывали в школу. Помните, как я снова и снова смотрел в одно и то же место. Это потому, что нижний этаж мозга занял верхний, я перевернул свою крышу, а верхний этаж, думающая часть моего мозга, не работал должным образом».
Когда нижний этаж мозга ошибается.
Могут быть времена, когда мы переворачиваем наши крыши, но на самом деле нам по-прежнему нужна банда наверху, как Решатель проблем Пит, и Успокаивающий Карл, чтобы помочь нам.
Мы все переворачиваем наши крыши, но часто дети переворачивают свои крыши чаще, чем взрослые. В детском мозгу Большой Босс Бутси может немного возбудиться и нажать кнопку паники, чтобы вызвать крики и истерики по очень маленьким вещам, и это потому, что верхняя часть мозга вашего ребенка все еще строится. Фактически, она не будет закончена до середины второго десятка лет. Иногда, когда я хочу подчеркнуть этот момент, я задаю детям этот вопрос:
«Вы когда-нибудь видели, как ваш папа или мама лежали на полу в супермаркете, крича, что им нужны шоколадные батончики?»
Они часто хихикают, а хихиканье хорошо, потому что это означает, что они все еще в игровом состоянии, поэтому они все еще заняты и учатся. Я говорю им, что родители на самом деле любят шоколад так же сильно, как дети, но взрослые практикуют приобретение Успокаивающего Карла и Решателя проблем Пита для работы с Большим Боссом Бутси и могут (иногда) останавливать его от звуковой сигнализации, когда ему это не нужно. Я напоминаю детям, что их мозг все еще строится и учится на собственном опыте.
От общего языка к эмоциональному регулированию.
Когда у вас есть все персонажи в мозговом доме, у вас есть общий язык, который вы можете использовать, чтобы помочь вашему ребенку научиться регулировать свои эмоции. Например, «похоже, что Большой Босс Бутси готовится к звуку тревоги, как насчет того, чтобы Успокаивающий Карл отправил сообщение «сделайте глубокий вдох».
Язык мозгового дома также позволяет детям более свободно говорить о своих ошибках, он не осуждающий, игровой и может рассматриваться как отдельный (психологи также называют это «внешним») от них. Представьте себе, как трудно было бы сказать: «Сегодня я ударил Дженни в школе», а вместо этого – «Большой Босс Бутси действительно перевернул крышу сегодня». Когда я говорю это родителям, некоторые беспокоятся о том, что я даю детям «выход из положения» - «разве они не могут просто обвинить Бутси в их неправильном поведении?».
В конечном счете, это позволяет детям изучать функциональные способы управления большими чувствами, а некоторые из них будут происходить из разговоров о том, что пошло не так. Если дети чувствуют себя в состоянии говорить с вами об их ошибках, то у вас есть возможность соединить жителей нижнего вашего мозга с их, и решить проблему вместе. Это не означает, что они избегают последствий или уклоняются от ответственности. Это означает, что вы можете задавать такие вопросы, как «вы думаете, что есть что-нибудь, что вы могли бы сделать, чтобы помочь Бутси сохранить крышу?».
Знание о доме мозга также помогает родителям думать о том, как реагировать, когда их ребенок находится в страхе, гневе или печали. Вы когда-нибудь говорили ребенку «успокоиться», когда они перевернули свою крышу? Но то, что мы знаем о доме мозга, - это Успокаивающий Карл, который живет наверху, и когда Бутси перевернул крышу, Успокаивающий Карл не может сильно помочь, пока крышка не вернется. Возможно, ваш ребенок вышел за пределы, где может помочь себе успокоиться. Иногда родители (учителя или опекуны) должны помогать детям возвращать их крыши, и мы можем делать это с сочувствием, терпением и часто с глубоким вздыханием!
Что делать дальше?
Не ожидайте, чтобы все персонажи переместились в мозг в тот же день; перемещение дома требует времени, а также изучение мозга. Начните разговор. Возможно, вам захочется найти творческие способы изучения дома мозга с вашим ребенком.
Вот несколько идей, которые помогут вам начать:
· Нарисуйте мозговой дом и всех персонажей.
· Нарисуйте изображение того, как выглядит дом, когда нижний этаж переворачивает крышу.
· Найдите комикс, вырежьте и вставьте персонажей в нижний этаж и верхний.
· Напиши рассказы о приключениях персонажей в доме мозга.
· Используйте дом куклы (или если у вас нет дома куклы, две коробки для обуви, одна над другой работает так же хорошо) и заполняйте ее нижним и верхним персонажами.
Если вам понравился материал, ставьте лайк, и подписывайтесь на наш канал! Впереди вас ждет еще много интересного о развитии возможностей нашего мозга.