Большинство из вас хотя бы одним глазком смотрели ретро-фильм «Покровские ворота» (1982). Для кого-то он - один из самых любимых, кто-то к нему равнодушен, некоторым он совершенно не нравится. Но разговор не об этом - не о вкусах. О них уже так наругались-наспорились, что всем давным давно противно. Интересно другое - феномен ретро-кино.
Я уже о нём не раз писала, поэтому давайте рассмотрим вот какой аспект: «Что пройдёт, то будет мило». Любые общественные язвы и безобразия, которые были невыносимы в изображаемую эпоху, либо «минимизируются» до состояния фарса (так, например, депрессию и нищету накануне прихода Гитлера к власти Боб Фосс превращает в кабаре, точнее - в «Кабаре»)...
...Либо эти былые провалы, огрехи, минусы и ужасы показываются с умилением, если позволяет историческая память. Действие «Покровских ворот» происходит в дивную эпоху - округлые формы техники и авто, «диоровские» нижние юбки, очарование сирени и фестивальный воздух свободы. В кадре нет отрицательных персонажей.
В ретро-фильмах количество гадов и других раздражающих факторов сводится к минимуму. В общем, все - до жути милы и наивны, как того требует жанр. Если бы не одно важное «но». Представьте себе реальность 1956-1957 годов и этих же людей. А теперь представьте, как их могли бы изобразить в реальном кино 1950-х? Были бы все они положительными героями?!
1. Начнём с Костика. В фильме, конечно, нет прямого указания на то, что он - стиляга. Слово не произносится, но мы-то с вами понимаем. В описаниях карикатурно-фельетонных стиляг есть и пробивающиеся усики-«мерзавчики», и слишком длинные (по сравнению с правильным полубоксом) волосы, и свитер «с оленями-снежинками» - как у героев культовой ленты 'Sun Valley Serenade' (1941).
Если мы почитаем книгу Виктора Славкина «Памятник неизвестному стиляге» или какие-нибудь воспоминания бывших чуваков, мы найдём и другие атрибуты. В частности, красно-чёрно-белую рубашку-ковбой в клеточку, которая считалась у стиляг одним из символов американского стиля. Это только внешние атрибуты.
Помните сцену «на хате», где Костик танцует со Светочкой? Изображён типичный, как говорили стиляги, «процесс». Разве что Светочка не годится в категорию чувих, она - типичный «румяный батон», девушка, которая время от времени тусуется со стилягами, ради музыки и драйва, но сама не особо в теме. Именно батонов, кстати, и укладывали «в процессе», тогда как настоящая чувиха умела «крутить динамо».
Ещё один забавный штрих - мотоцикл друга Костика - некоего Савранского, о котором мы не знаем ничего, кроме того, что он гоняет по Москве на своём железном коне. В этой связи вспоминается реальный питерский стиляга - Валентин Тихоненко, который рассекал по питерским улицам на мотоцикле. А ещё вспомнилось, что в 1950-х мото-спорт был чем-то, вроде элитарной моды.
Вряд ли Костик занят фарцой. Очень вряд ли. Но далеко не все стиляги были тунеядцами и фарцовщиками - большинство из них слыли примерными учениками и вполне законопослушными персонажами. Но они были сомнительны. Помните, Велюров говорит: «Нет... Он сомнителен. Он сомнителен. Я бы ему не доверял»? Примерно так.
А теперь представим, что перед нами сценарий фильма не начала 1980-х, а конца 1950-х и у создателей есть интерес изобразить именно Костика. Причиной может быть фельетон. Ну, например, такой. «Порхающий Костик» (это моя пародия, не ищите сие в Гугле). «Он хочет везде успеть, он галантен, он знает всё и не знает в итоге ничего. Он порхает по поверхности жизни, как бабочка.
Сыплет остротами, носит модные кинематографические усики и рубашку-ковбой. Нелегко прослыть американским парнем в своём Отечестве, но Костик старается! Перебрав ряд кандидатур, порхающий Костик, этакая попрыгунья-стрекоза наших дней, остановился на красивой и манерной Риточке, главное достоинство которой - престижная жилплощадь».
2. Далее по курсу красивая, стройная и чарующая Рита-Рита-Маргарита. Девушка, которую Костик увидел на катке и на которой потом, судя по фильму, женился. У девушки причёска - конский хвост, коя тоже считалась признаком стиляжки и красивая пышная чёлка. На ней - специальный костюмчик для катания на коньках (большинство ребят и девчат в ту пору катались, в чём придётся).
Девушка вообще великолепно одета, манерно-высокомерна и - очень богата. Живёт в сталинской высотке. Но есть нюанс. Она работает в ЗАГСе. Представить, что такая королева может учиться на вечернем невозможно. Не поступила на нужный-престижный факультет и пересиживает год на непыльной работке? Ну... Возможно.
Однако наиболее подходящий вариант такой - девушка закончила институт, а потом родители пристроили её в ЗАГС, чтобы...их позолоченная девочка не ехала на периферию по распределению. Таких девочек клеймили позором все, кто могли - журналисты, кинематографисты, деканы и соседи по лестничной площадке.
Такой типаж, как раз, показан в фильме «Разные судьбы». Молодая, модная, красивая и капризная выходит замуж за студента, а потом бросает его, ради пожилого, но богатого композитора. Не исключено, что и Рита обменяет Костика на какого-нибудь осанистого старца из Союза Писателей. Так что ещё один отрицательный персонаж.
3. Мы о ней уже говорили, ибо это Светочка. Спортивная, незамутнённая, активно-общительная и общественно-бесполезная. В конечном итоге, потаскавшись по стилягам, прибегает к немолодому Велюрову. Представим себе сюжет 1957 года. Легкомысленная, но крепкозадая (это важно) пловчиха из «Трудовых резервов» ступает на плохую дорожку.
Изначально-то она хорошая девочка из рабочего клана, однако, интерес к красивой жизни берёт своё. Появляются и мальчики образца Костика, которые балагурят, знают толк в буржуйских ухаживаниях и таскаются на хаты - потанцевать западные буги-вуги. Потом происходит роман с немолодым и пьющим, но умеющим выспренне поболтать, артистом.
Для незамутнённых девочек слово «артист» имеет магическое значение. Они-то росли по коммуналкам, среди токарей и фрезеровщиков, прачек и прядильщиц. А тут - поёт на эстраде. Не так важно - что. Артист! И Светочка, вместо того, чтобы идти на завод и любить хорошего чубатого хлопца в Моквошвеевской курточке, идёт к Велюрову, накрутив на голове вавилоны.
4. По курсу - любовный квадрат, состоящий из семейства Хоботовых при участии трепетной Людочки и брутального Саввы Игнатьича. Эту сюжетную линию я вообще не очень как-то вижу в конце 1950-х. Разумеется, в жизни бывало всё. Я про кино 1950-х, про искусство. Хотя... давайте попробуем. Уход интеллигентки от гуманитария - к работяге вполне комильфотен в антураже Оттепели.
Но это должно выглядеть так - умная и порядочная Маргарита Паллна, устав от пошлого и противного слюнтяя Хоботова, который к тому же - скрытый эротоман (фу!), уходит к сильному и доброму Савве - он, к примеру, любил её с самой юности и ждал всю жизнь. Причём, уходит только после того, как Хоботов грязно предал её, спутавшись с юной красоткой. А не так, как нарисовано в нашем фильме.
Кстати, в 1957-м непременно изобразили бы, что хищная Людочка долго искала интеллигентного мужа и вцепилась в Хоботова после того, как узнала, что он выезжает из расселяемой коммуналки в отдельную квартиру. Ах да, Савва. В кинематографе 1950-х иной раз показывалась тяга ряботяги к умной и интеллигентной леди. Но всё это были очень молодые люди, а не сорокапятилетние любовники.
Интересно, что в реальном кино 1950-х было бы почётное место только для такого, как Савва. Но он там изображался бы безо всякой иронии. Без малейшей иронии. За хи-хи в адрес гегемона могли бы дать по ушам и по карьере. Но мы имеем дело с ретро-фильмом, где стёрты былые символы и отрисованы новые, актуальные. Так что этих людей вряд ли изобразили бы милыми и очаровательными в реальном 1957 году!
- Текст взят их моего блога в ЖЖ - zina_korzina (c)