Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Покровские ворота» - в 1950-х все герои были бы отрицательными

Большинство из вас хотя бы одним глазком смотрели ретро-фильм «Покровские ворота» (1982). Для кого-то он - один из самых любимых, кто-то к нему равнодушен, некоторым он совершенно не нравится. Но разговор не об этом - не о вкусах. О них уже так наругались-наспорились, что всем давным давно противно. Интересно другое - феномен ретро-кино.

Я уже о нём не раз писала, поэтому давайте рассмотрим вот какой аспект: «Что пройдёт, то будет мило». Любые общественные язвы и безобразия, которые были невыносимы в изображаемую эпоху, либо «минимизируются» до состояния фарса (так, например, депрессию и нищету накануне прихода Гитлера к власти Боб Фосс превращает в кабаре, точнее - в «Кабаре»)...

Карикатура на стиляг. Источник - https://www.pinterest.ru/ Кадр из фильма «Покровские ворота» (1982). Скриншот.
Карикатура на стиляг. Источник - https://www.pinterest.ru/ Кадр из фильма «Покровские ворота» (1982). Скриншот.

...Либо эти былые провалы, огрехи, минусы и ужасы показываются с умилением, если позволяет историческая память. Действие «Покровских ворот» происходит в дивную эпоху - округлые формы техники и авто, «диоровские» нижние юбки, очарование сирени и фестивальный воздух свободы. В кадре нет отрицательных персонажей.

В ретро-фильмах количество гадов и других раздражающих факторов сводится к минимуму. В общем, все - до жути милы и наивны, как того требует жанр. Если бы не одно важное «но». Представьте себе реальность 1956-1957 годов и этих же людей. А теперь представьте, как их могли бы изобразить в реальном кино 1950-х? Были бы все они положительными героями?!

Кадр из фильма «Покровские ворота» (1982). Скриншот.
Кадр из фильма «Покровские ворота» (1982). Скриншот.

1. Начнём с Костика. В фильме, конечно, нет прямого указания на то, что он - стиляга. Слово не произносится, но мы-то с вами понимаем. В описаниях карикатурно-фельетонных стиляг есть и пробивающиеся усики-«мерзавчики», и слишком длинные (по сравнению с правильным полубоксом) волосы, и свитер «с оленями-снежинками» - как у героев культовой ленты 'Sun Valley Serenade' (1941).

Если мы почитаем книгу Виктора Славкина «Памятник неизвестному стиляге» или какие-нибудь воспоминания бывших чуваков, мы найдём и другие атрибуты. В частности, красно-чёрно-белую рубашку-ковбой в клеточку, которая считалась у стиляг одним из символов американского стиля. Это только внешние атрибуты.

Кадр из фильма 'Sun Valley Serenade' (1941). Источник - https://www.pinterest.ru/ Кадр из фильма «Покровские ворота» (1982). Скриншот.
Кадр из фильма 'Sun Valley Serenade' (1941). Источник - https://www.pinterest.ru/ Кадр из фильма «Покровские ворота» (1982). Скриншот.

Помните сцену «на хате», где Костик танцует со Светочкой? Изображён типичный, как говорили стиляги, «процесс». Разве что Светочка не годится в категорию чувих, она - типичный «румяный батон», девушка, которая время от времени тусуется со стилягами, ради музыки и драйва, но сама не особо в теме. Именно батонов, кстати, и укладывали «в процессе», тогда как настоящая чувиха умела «крутить динамо».

Ещё один забавный штрих - мотоцикл друга Костика - некоего Савранского, о котором мы не знаем ничего, кроме того, что он гоняет по Москве на своём железном коне. В этой связи вспоминается реальный питерский стиляга - Валентин Тихоненко, который рассекал по питерским улицам на мотоцикле. А ещё вспомнилось, что в 1950-х мото-спорт был чем-то, вроде элитарной моды.

Кадр из фильма «Покровские ворота» (1982). Скриншот.
Кадр из фильма «Покровские ворота» (1982). Скриншот.

Вряд ли Костик занят фарцой. Очень вряд ли. Но далеко не все стиляги были тунеядцами и фарцовщиками - большинство из них слыли примерными учениками и вполне законопослушными персонажами. Но они были сомнительны. Помните, Велюров говорит: «Нет... Он сомнителен. Он сомнителен. Я бы ему не доверял»? Примерно так.

А теперь представим, что перед нами сценарий фильма не начала 1980-х, а конца 1950-х и у создателей есть интерес изобразить именно Костика. Причиной может быть фельетон. Ну, например, такой. «Порхающий Костик» (это моя пародия, не ищите сие в Гугле). «Он хочет везде успеть, он галантен, он знает всё и не знает в итоге ничего. Он порхает по поверхности жизни, как бабочка.

Карикатуры 1950-х годов. Источник - https://www.pinterest.ru/
Карикатуры 1950-х годов. Источник - https://www.pinterest.ru/

Сыплет остротами, носит модные кинематографические усики и рубашку-ковбой. Нелегко прослыть американским парнем в своём Отечестве, но Костик старается! Перебрав ряд кандидатур, порхающий Костик, этакая попрыгунья-стрекоза наших дней, остановился на красивой и манерной Риточке, главное достоинство которой - престижная жилплощадь».

2. Далее по курсу красивая, стройная и чарующая Рита-Рита-Маргарита. Девушка, которую Костик увидел на катке и на которой потом, судя по фильму, женился. У девушки причёска - конский хвост, коя тоже считалась признаком стиляжки и красивая пышная чёлка. На ней - специальный костюмчик для катания на коньках (большинство ребят и девчат в ту пору катались, в чём придётся).

Источник карикатур - https://www.pinterest.ru/ Кадр из фильма «Покровские ворота» (1982). Скриншот.
Источник карикатур - https://www.pinterest.ru/ Кадр из фильма «Покровские ворота» (1982). Скриншот.

Девушка вообще великолепно одета, манерно-высокомерна и - очень богата. Живёт в сталинской высотке. Но есть нюанс. Она работает в ЗАГСе. Представить, что такая королева может учиться на вечернем невозможно. Не поступила на нужный-престижный факультет и пересиживает год на непыльной работке? Ну... Возможно.

Однако наиболее подходящий вариант такой - девушка закончила институт, а потом родители пристроили её в ЗАГС, чтобы...их позолоченная девочка не ехала на периферию по распределению. Таких девочек клеймили позором все, кто могли - журналисты, кинематографисты, деканы и соседи по лестничной площадке.

Кадр из фильма «Покровские ворота» (1982). Скриншот.
Кадр из фильма «Покровские ворота» (1982). Скриншот.

Такой типаж, как раз, показан в фильме «Разные судьбы». Молодая, модная, красивая и капризная выходит замуж за студента, а потом бросает его, ради пожилого, но богатого композитора. Не исключено, что и Рита обменяет Костика на какого-нибудь осанистого старца из Союза Писателей. Так что ещё один отрицательный персонаж.

3. Мы о ней уже говорили, ибо это Светочка. Спортивная, незамутнённая, активно-общительная и общественно-бесполезная. В конечном итоге, потаскавшись по стилягам, прибегает к немолодому Велюрову. Представим себе сюжет 1957 года. Легкомысленная, но крепкозадая (это важно) пловчиха из «Трудовых резервов» ступает на плохую дорожку.

Карикатура конца 1950-х годов. Источник - https://www.pinterest.ru/ Кадр из фильма «Покровские ворота» (1982). Скриншот.
Карикатура конца 1950-х годов. Источник - https://www.pinterest.ru/ Кадр из фильма «Покровские ворота» (1982). Скриншот.

Изначально-то она хорошая девочка из рабочего клана, однако, интерес к красивой жизни берёт своё. Появляются и мальчики образца Костика, которые балагурят, знают толк в буржуйских ухаживаниях и таскаются на хаты - потанцевать западные буги-вуги. Потом происходит роман с немолодым и пьющим, но умеющим выспренне поболтать, артистом.

Для незамутнённых девочек слово «артист» имеет магическое значение. Они-то росли по коммуналкам, среди токарей и фрезеровщиков, прачек и прядильщиц. А тут - поёт на эстраде. Не так важно - что. Артист! И Светочка, вместо того, чтобы идти на завод и любить хорошего чубатого хлопца в Моквошвеевской курточке, идёт к Велюрову, накрутив на голове вавилоны.

Карикатура 1950-х годов. Источник - https://www.pinterest.ru/ Кадр из фильма «Покровские ворота» (1982). Скриншот.
Карикатура 1950-х годов. Источник - https://www.pinterest.ru/ Кадр из фильма «Покровские ворота» (1982). Скриншот.

4. По курсу - любовный квадрат, состоящий из семейства Хоботовых при участии трепетной Людочки и брутального Саввы Игнатьича. Эту сюжетную линию я вообще не очень как-то вижу в конце 1950-х. Разумеется, в жизни бывало всё. Я про кино 1950-х, про искусство. Хотя... давайте попробуем. Уход интеллигентки от гуманитария - к работяге вполне комильфотен в антураже Оттепели.

Но это должно выглядеть так - умная и порядочная Маргарита Паллна, устав от пошлого и противного слюнтяя Хоботова, который к тому же - скрытый эротоман (фу!), уходит к сильному и доброму Савве - он, к примеру, любил её с самой юности и ждал всю жизнь. Причём, уходит только после того, как Хоботов грязно предал её, спутавшись с юной красоткой. А не так, как нарисовано в нашем фильме.

Карикатура на девушку, вышедшую замуж за пожилого интеллектуала. Источник - https://www.pinterest.ru/
Карикатура на девушку, вышедшую замуж за пожилого интеллектуала. Источник - https://www.pinterest.ru/

Кстати, в 1957-м непременно изобразили бы, что хищная Людочка долго искала интеллигентного мужа и вцепилась в Хоботова после того, как узнала, что он выезжает из расселяемой коммуналки в отдельную квартиру. Ах да, Савва. В кинематографе 1950-х иной раз показывалась тяга ряботяги к умной и интеллигентной леди. Но всё это были очень молодые люди, а не сорокапятилетние любовники.

Интересно, что в реальном кино 1950-х было бы почётное место только для такого, как Савва. Но он там изображался бы безо всякой иронии. Без малейшей иронии. За хи-хи в адрес гегемона могли бы дать по ушам и по карьере. Но мы имеем дело с ретро-фильмом, где стёрты былые символы и отрисованы новые, актуальные. Так что этих людей вряд ли изобразили бы милыми и очаровательными в реальном 1957 году!

  • Текст взят их моего блога в ЖЖ - zina_korzina (c)