Понимание Бога разнится в различных религиях и философских школах. Даже в рамках одной религиозной традиции может выделяться несколько течений.
Для теистического мировоззрения понимание Бога важно потому что оно определяет антропологические и сотериологические представления. Путь к Богу, богопознание также зависит от того, каков Он.
Например, если Бог спит, и Ему снится сон о мире, где все иллюзорно и страдательно, потому как, ввиду иллюзорности еще и бессмысленно, то никакого пути к Богу быть не может. Зато может быть путь от Бога, от Его сна, и если все есть этот сон, и более ничего нет, то бегство из него - это бегство в Ничто, в Пустоту.
Если Бог есть Единое, безличностное, но абсолютное, подобное переполненной чаше, эманирующее все сущее, то путь к Нему, вероятно, возможен, и это путь от своей личности в безличностное, путь экстатика. Богопознание тут - это работа интеллекта, который может достичь некоего понимания Бога за счет применения апофатического метода. При этом, при такой интеллектуальной медитации человек может выйти за пределы себя, испытав экстатическое состояние. Экстаз - путь к Единому, и вместе с тем - познание Единого. Опять же, понимание Бога, как Прекрасного-и-Благого позволяет понять Его через постижение и творение блага. Привязанность к благу делает человека причастником Блага, познание блага через его творение - приобщенным к Единому.
В конечном счете избавления от личностного приведет к сужению до точки Я, до Сингулярности, масштаб изменится, и Сингулярность из точки превратится в Абсолют.
Познание личностного Бога не требует обязательного в Нем растворения. Личностный Бог выступает гарантом нашей личностности. Познание Бога возможно через общение. Обожение через богообщение. Но для того, чтобы общение началось, требуется единое смысловое поле, каковым может являться, к примеру, любовь. Благо тут приобретает множественность смысловых оттенков. Бог есть Любовь, однако Любовь не только Бог, так как она есть и цель, и путь, проделанный к этой цели, она есть и природа и свойство, она инструмент к своему собственному обретению, она и дао и дэ,
Так в Троичном христианском Боге совмещены как аспекты все основные теистические представления. Ведь он единовременно и Единое, Прекрасное-и-Благое, и Личность; трансцендентен миру, и в тоже время в некотором смысле имманентен; Он бесконечно далек человеку, и в тоже Он един с ним природой через человеческую природу Христа, и так далее. Именно поэтому христианство предлагает различные пути познания Бога, а не какой-то лишь один. Можно даже сказать, что в парадигме христианства практически невозможно следовать одной и только одной узкой тропой. Аскеза, апофатика и дела любви следуют тут рука об руку.
Для критиков религиозного опыта остается открытым правомочный вопрос о том, не сталкивается ли путник на пути к Богу с самим собой, или с идеей Бога в себе. Но тут же возможно задать встречный вопрос - какова разница между Я, идеей Бога во мне, и Богом, как таковым, существует ли она, и существенна ли? Сказать то, что каждый находит ответ на этот вопрос сам - означает констатировать факт, но можно ли довольствоваться таковым ответом, достаточен ли он?