Найти в Дзене
Московские истории

Спиридоньевский: Вместо «Ада» - коммунальный рай с розарием на крыше

Спиридоньевский переулок начинается у перекрестка с Большим Козихинским, пересекает Малую Бронную и доходит до Спиридоновки. Когда-то он звался Старосъезженским – по полицейскому участку, что называли съезжей избой, а после, как и улица, стал именоваться в честь Церкви Спиридона, что на Козьем болоте. Церковь XVII века, стоявшая на углу Спиридоновки и Спиридоньевского переулка, была, как и многие прочие, снесена. В 1932 году на ее месте выстроили экспериментальное здание в стиле конструктивизма – большой серый жилой дом треста «Теплобетон». Экспериментальность заключалась в следующем: во-первых, построили здание из того самого теплобетона, то есть бетона с теплопроводным наполнением. Во-вторых, оно представляло собой синтез архитектуры и скульптуры. Надо сказать, украшающие его фасад барельефы, символизирующие людей будущего и одновременно «технику», «искусство» и «науку» (что для пущей ясности на фасаде прописано), прямо скажем, на любителя. Если продолжить тему домостроительных

Спиридоньевский переулок начинается у перекрестка с Большим Козихинским, пересекает Малую Бронную и доходит до Спиридоновки. Когда-то он звался Старосъезженским – по полицейскому участку, что называли съезжей избой, а после, как и улица, стал именоваться в честь Церкви Спиридона, что на Козьем болоте.

Церковь XVII века, стоявшая на углу Спиридоновки и Спиридоньевского переулка, была, как и многие прочие, снесена. В 1932 году на ее месте выстроили экспериментальное здание в стиле конструктивизма – большой серый жилой дом треста «Теплобетон». Экспериментальность заключалась в следующем: во-первых, построили здание из того самого теплобетона, то есть бетона с теплопроводным наполнением. Во-вторых, оно представляло собой синтез архитектуры и скульптуры. Надо сказать, украшающие его фасад барельефы, символизирующие людей будущего и одновременно «технику», «искусство» и «науку» (что для пущей ясности на фасаде прописано), прямо скажем, на любителя.

Барельеф дома треста "Теплобетон"
Барельеф дома треста "Теплобетон"

Если продолжить тему домостроительных экспериментов на заре советской власти, то стоит пройти на перекресток с Малой Бронной и обратить внимание на здание № 13/21, где который год живее всех живых кондитерская «Донна Клара». Жилой дом сотрудников Госстраха, выстроенный архитектором Моисеем Гинзбургом в 1927 году, был одной из первых ласточек столичного конструктивизма. Кроме обычных квартир здесь, на верхнем этаже, размещалось общежитие. Эка невидаль, скажете вы. Но к общежитию прилагались солярий и розарий на крыше, а внизу размещались магазин, прачечная и кладовки для всех квартир – коммунальный рай для «нового человека».

Дом сотрудников Госстраха
Дом сотрудников Госстраха
Сад на крыше дома сотрудников Госстраха
Сад на крыше дома сотрудников Госстраха

Здесь жил и сам архитектор, и нарком финансов РСФСР Милютин. Плодом этого соседства и стал впоследствии знаменитый Дом Наркомфина. Прежде же, в дореволюционные времена, на этом месте находились меблирашки Гирша: дешевые дома, где селились студенты. Бронная слобода таким жильем славилась – Романовка на углу Тверского бульвара и Малой Бронной, дома Чебышевых, именуемые в просторечии «Адом», Гирш... Не зря же эту местность звали Латинским кварталом. Теперь же в доме № 13, прошедшем столь длинный путь к дешевому и удобному жилью, сдаются посуточно квартиры с евроремонтом.